Февраль 15th, 2006 | 12:00 дп

Муза без суеты

  • Галина ШИПУЛИНА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

«…Концерты г. Рахманинова составляют настолько крупное событие в музыкальной жизни Баку, что всякое новое слово о них будет, несомненно, интересно для всех ценителей музыки, горячо и страстно любящих ее», – писала газета «Баку» в 1915 году.

Впервые он приезжает в Баку в 1911 году. Местные газеты извещали о предстоящем концерте «пианиста и композитора С.В.Рахманинова». Читаем: «За сравнительно короткое время Рахманинов занял почетное место среди представителей родного искусства. Баку не избалован визитами таких видных гостей».


Впечатляет тот восторженный прием, который был ему оказан в Баку. Читаем в газете: «Когда аудитория бурно требовала повторения, одна из сидящих в первых рядах поклонниц бросила к ногам композитора веером рассыпавшийся букет живых цветов. Рахманинов повторил «Баркаролу». Но это была уже не та «Баркарола», которую мы слышали 20–30 минут тому назад. Возбужденный восторгами слушателей, художник взял на кисть иные краски, и ту же картину легко и грациозно нарисовал в иных тонах. Трудно передать красоту переживаний от произведений талантливого композитора. Нужно пожелать, чтобы первый визит Рахманинова не был последним для благодарных бакинцев».


И через два года, осенью 1913 года, Рахманинов вновь приезжает в Баку.


Театр Тагиева был полон. Композитора встречали громкими аплодисментами, а при прощании забросали живыми цветами.


Прошло еще два года, и осенью 1915 года Сергей Рахманинов в третий и последний раз приезжает в Баку. Как и в первые два приезда, его концерт 24 октября в театре Тагиева был составлен полностью из собственных произведений.


Вот что пишет газета «Баку»:


«Среди многочисленных течений, направлений в искусстве, в частности, в музыке, совершенно особое место занимает направление, культивируемое С.В.Рахманиновым, – направление, может быть, не широкое по объему, но чрезвычайно яркое по силе и интенсивности своего выражения. Черты творчества Рахманинова в своих главных подробностях отличаются от современных попыток квалифицированного творчества присутствием в них большой дозы искренности, сердечности при отсутствии нарочитого оригинальничанья!..»


Газете «Баку» вторит «Каспий»: «В субботу, 24 октября, бакинская музыкальная публика будет иметь редкий праздник: концерт одного из виднейших представителей современной русской музыки, пианиста и композитора С.Рахманинова. Талант Рахманинова не чужд бакинцам. Они уже слышали его и имели случай выразить свое отношение к артисту и оценить его музыкальные достоинства: ярко выраженную творческую индивидуальность, могучую технику и редкую по глубине и своеобразности интерпретацию».


Успех концерта превзошел все ожидания и, уступая просьбам бакинцев, Рахманинов согласился дать еще один концерт 3 ноября, посвященный памяти недавно скончавшегося композитора Скрябина.


По воспоминаниям современников, Рахманинов и Скрябин с раннего возраста не любили друг друга (они учились в одном классе консерватории), а со временем эта неприязнь только увеличивалась: трудно было представить более различных в чисто человеческом и музыкальном отношении людей. Об этой неприязни было известно в музыкальных кругах, поэтому бакинские газеты предварили второй концерт Рахманинова статьями о творчестве двух таких разных композиторов:


«Баку предстоит еще одна великая художественная радость – прослушать концерт, даваемый С.В.Рахманиновым памяти безвременно угаснувшего весной нынешнего года гениального русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Истолкование творчества такого глубокого и многогранного по своему выражению композитора, как А.Н.Скрябин, выпадает на долю одного из выдающихся современных пианистов, каким, бесспорно, является Сергей Рахманинов. На этом концерте Рахманинов представит нам Скрябина во всех стадиях его творческого развития»…


Восторженным был отзыв рецензента «Каспия»: «Второй концерт C.В.Рахманинова, состоявшийся во вторник, 3 ноября, в театре Тагиева, по всей справедливости следует причислить к крупнейшим событиям бакинской музыкальной жизни за последние несколько лет.


Концерт был посвящен памяти недавно скончавшегося композитора А.Н.Скрябина и целиком состоял из произведений покойного… В концерт вошли произведения из всех трех эпох творчества Скрябина, начиная от первой, где он еще дышит Шопеном, только модернизованным, кончая последней, когда новый гений уже попирает все законы формы и гармонии, создает новый – музыкальный мир, не похожий на наш привычный, старый, но, может быть, – не менее прекрасный.


Через эти круги творчества Скрябина провел нас Рахманинов, как Вергилий через круги Дантовского ада и чистилища, заставив нас трепетать и ужасаться, радоваться и восторгаться… Исполнена была программа великолепно, с колоссальной мощью выражения, с неограниченным господством над техникой, с вдохновенным подъемом. По окончании концерта Рахманинову была устроена настоящая овация. Эстраду его забросали цветами. Ушли из театра тогда, когда распорядитель замкнул рояль на ключ и унес табуретку… Мы позволяем себе, давая отчет о концерте Рахманинова и о произведениях, исполненных в этом концерте, сказать: «Это было прекрасно!»

Эта последняя встреча бакинцев с прославленным композитором и исполнителем закончилась на такой высокой, вдохновляющей ноте, как это бывает в редчайших случаях соприкосновения с подлинным искусством.