Февраль 15th, 2006 | 12:00 дп

О благодарной памяти, и не только…

  • Фуад ГАДЖИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Среди причин, вызывающих порой острые противоречия в сфере межнациональных отношений ученые называют социально-экономические, политические и прочие факторы. Однако нам видится, что главная причина этого скорее психологическая, чем экономическая или социальная. Похоже, что в России имеет место кризис русского национального самосознания.

Русский человек не может смириться с тем, что его страна – великая своей историей, культурой и народом, больше не является силой глобального масштаба – объектом боязливого уважения стран Запада, образцом для подражания стран третьего мира. Поэтому сейчас идет мучительный процесс отхода от русско-советской идентичности и поиска идентичности новой – той, которая больше соответствует современным социальным, политическим, экономическим и прочим реалиям. И аморфная пока новая идентичность порой принимает уродливые формы с налетом ксенофобии и национальной нетерпимости.


На этом играют известные политические силы, словно забывшие о своей политической ответственности. Их цель – не ответственность перед народом, а власть над ним. И для этого создаются и распространяются лживые мифы. В том числе об угрозах России со стороны.


Не секрет, что занятая азербайджанцами ниша торговцев фруктами и промтоварами делает наших земляков, может, самой заметной среди групп мигрантов. При общей бедности населения они являются последним звеном в длинной цепи факторов, эту бедность сохраняющих. А последнее звено чаще всего принимает на себя «основной удар» социального недовольства, преображая его в антимигрантские настроения.


Одна из депутатов от думской фракции «Родина», доктор исторических наук Наталья Нарочницкая, обсуждая проблемы миграции, прямо сказала, что «мигранты на рынках» России не нужны. Конечно, историк может не знать, что мигрантов на рынки приводит не конфликт цивилизаций, а экономика. Однако парламентарию неплохо бы и понимать, что Россия страна рыночной экономики. Причем законы рынка влияют в первую очередь на политическую сферу. Рыночное регулирование торговли носит вторичный характер, подчиненный политике. К сожалению, компетентность парламентариев оставляет желать лучшего… Но дело не только в этом. В обществе формируется фальсифицированный облик целого народа. И способствует этому не в последнюю очередь забвение важных страниц нашего исторического прошлого.


Делу преодоления этого беспамятства должна послужить книга Эльдара Исмайлова «Георгиевские кавалеры – азербайджанцы».


Что мы узнали из книги? За 148 лет существования императорского ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия за безупречную военную службу им и приравненным к нему знаками отличия были награждены 19 азербайджанцев. Это при том, что мусульмане в русскую армию не призывались и служили там только на добровольных началах. В книге приведены интересные данные о количестве мусульман, служивших в русской армии в разные периоды русской истории.


Учитывая, что азербайджанцы никогда не составляли более 7–10 процентов общего числа российских мусульман, можно понять, что 19 человек – довольно большой показатель для народа, представители которого не составляли и трети процента личного состава армии Российской империи.


Перефразировав знаменитое высказывание А.В.Суворова, скажем, что в ратных делах важно не количество, а качество. И здесь, как свидетельствует книга Э.Исмайлова, наши земляки зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Во-первых, только два человека из 19 получили Георгиевские кресты по выслуге лет – за 25-летнюю военную службу, что само по себе очень почетно. Остальные были награждены за конкретные боевые подвиги. Кроме того, из трех мусульман, удостоенных ордена Св. Георгия III степени за все время его существования, двое были азербайджанцами. Это генерал-лейтенант Самед-бек Мехмандаров и генерал-адъютант Гусейн-Хан Нахичеванский.


Кстати, Г.Нахичеванский был единственным мусульманином, удостоенным столь высокого генеральского звания за боевые заслуги, а С.Мехмандаров был также одним из восьми русских полководцев, награжденных в Первую мировую войну георгиевским оружием, украшенным бриллиантами. Причем, по изволению Императора Николая II прославленный артиллерист был третьим награжденным, в то время как Великий Князь Николай Николаевич-младший получил оружие пятым, а генерал А.И.Деникин – восьмым.


Все наслышаны о подвигах сконструированного И.И.Сикорским русского военного самолета «Илья Муромец» во время Первой мировой войны. Однако не все знают о том, что одним из членов его экипажа был первый военный летчик – азербайджанец Фаррух ага Гаибов, погибший в этом самолете и удостоенный посмертно ордена Св. Георгия IV степени. В книге Э.Исмайлова также упоминается о династиях воинов-азербайджанцев, каждое поколение которых, служившее в царской армии, было отмечено Георгиевскими орденами. Это – Ханы Нахичеванские и Беки Новрузовы.


На примере этих семей убеждаешься в удивительном духе военного братства, царившего в русской армии, преданности русской элиты военным традициям и глубоком уважении членов царской семьи ко всем воинам, независимо от их национальности или религии. Так, имя Керим-бека Новрузова, награжденного орденом Св. Георгия IV степени в период Кавказской войны, было прославлено в песне Нижегородского полка, в составе которого он воевал. Георгиевским кавалером был также и племянник Керим-бека – Теймур-бек Новрузов, отличившийся в Первую мировую.


Э.Исмайлов приводит воспоминания русских эмигрантов о первых годах эмигрантской жизни Т.Новрузова в Ницце. Когда работавший маляром герой гордо проходил с ведром краски под окнами других русских эмигрантов, князь Владимир Вяземский обращал на него внимание своих детей. При этом князь рассказывал им о храбрости рода Новрузовых и учил песне «нижегородцев», прославлявшей подвиг Новрузова-старшего.


С Новрузовым-младшим связана также и переписка императрицы Александры Федоровны и Николая II. Лечившийся от ранения в царскосельском лазарете, Т.Новрузов неоднократно приглашался на чаепитие императрицей, патронировавшей лазарет. При этом своей удалью и остроумием он завоевал ее доброе расположение и прозвище «мой хулиган», под которым неоднократно фигурировал в письмах Александры Федоровны супругу. Сам же император слал в лазарет телеграммы восхищения храбростью своих офицеров, среди которых был и Т.Новрузов. Интересно, поможет ли чтение подобных книг, чтобы привить некоторым представителям нынешней политической и военной элиты России такое же отношение ко всем соотечественникам?


История знает немало примеров того, как перемены и социально-экономическая нестабильность приводили к нежелательным для общества обострениям социальных недугов. Вовремя заметить этот процесс и предотвратить его наихудшие последствия – забота любой власти. И не случайно в ходе первого празднования Дня национального единства 4 ноября, неоднократно указывалось на роль народов России, в первую очередь татар и других жителей Поволжья в прекращении Смутного времени. Это означает, что власть чувствует ответственность перед будущим страны и создает предпосылки для того, чтобы новая русская идентичность включала в себя идентичность российскую, признающую роль всех народов России, их ближайших соседей, в деле становления и укрепления российской государственности.


В заключение хотелось бы выразить глубокую благодарность автору книги «Георгиевские кавалеры-азербайджанцы», его научному консультанту И.Карпееву, редакторам А.Джангирову и С.Думину за важное и своевременное издание.