Февраль 15th, 2006 | 12:00 дп

Тот, кто бросил вызов

  • Хадиджа ОРДУХАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

К 140-летию Джалила Мамедкулизаде
Начало прошлого столетия в Азербайджане отмечено не только нефтяным бумом и бурным строительством, расцветом неповторимого зодчества Баку, но и подъемом национального движения, происходившим на фоне революционных событий 1905-1907 годов. Ярчайшим выражением протестного национального движения стал сатирический журнал «Молла Насреддин». Спустя столетие мы еще полнее, чем прежде, понимаем, насколько прозорливым, талантливым литератором, блестящим публицистом был Джалил Мамедкулизаде.

Именно в те революционные дни 1906 года вышел в свет журнал «Молла Насреддин». Джалил Мамедкулизаде, оценивая значение этого события, писал, что «Молла Насреддин» «создала сама природа, само время». Позже он добавлял: «Нас разбудили, призвали к борьбе бомбы 1905 года, брошенные под царское самодержавие». Создатель журнала опирался на глубоко народные традиции, используя сатиру и юмор как мощное средство критики социальной несправедливости, политической реакционности и других пороков общества. Мамедкулизаде создавал свой журнал, когда за его плечами был уже богатый литературный, журналистский опыт. Критики и литературоведы, изучающие жизнь и творчество Мирзы Джалила, признают, что его творчество до конца не исследовано, не все архивы найдены и расшифрованы, не все факты его биографии, творческой деятельности собраны. Проблема и в том, что многие пласты творчества великого писателя в полной мере не осмыслены, не познаны, настолько сложен и глубок созданный писателем художественно-сатирический мир социальной и национальной действительности той эпохи.


Пласты его творчества, грани его характера в какой-то степени неподвластны человеческим усилиям. Возможно, в этом есть что-то от эзотерии, таинственности, недоговоренности, но большей частью – аллегоричности многих его образов. Каждый написанный им рассказ-новелла (кстати, он первым в азербайджанской литературе обратился к этому жанру), персонажи каждой его пьесы, да и небольшие заметки в журнале «Молла Насреддин» в абсолютной мере злободневны уже второе столетие!


В биографии Мирзы Джалила когда-то была допущена неточность, однако исследователи творчества Мамедкулизаде справедливость восстановили. Известный литературовед, переводчик, критик Азиз Шариф в своей докторской диссертации «Жизнь и творчество Джалила Мамедкулизаде» писал: «Точный год рождения писателя посчастливилось установить нам лишь в 1955 году, когда было обнаружено в архивах Госмузея народного образования Грузинской ССР «дело» ученика Закавказской учительской семинарии. Среди других документов оказалось и метрическое свидетельство, согласно которому Джалил Мамед-Кули-заде родился 10 февраля 1866 года». В этом же труде Азиз Шариф пишет: «Питомцами «татарского» отделения учительской семинарии в Гори были в свое время такие выдающиеся деятели азербайджанской культуры, как Нариман Нариманов, Узеир и Зульфугар Гаджибековы, Фридунбек Кочарлинский, Сулейман Сани Ахундов, Рашидбек Эфендиев, Муслим Магомаев, Султан-Меджид Ганиев, Фархад Агаев и др. Не будет преувеличением, если сказать, что ни одно учебное заведение царской России не выпустило столько видных деятелей азербайджанской культуры, как Закавказская учительская семинария». И это биографическое открытие Азиза Шарифа значительно: в Большой Советской Энциклопедии дата рождения обозначала 22.02.1866 г. Дж. Мамедкулизаде первоначальное образование получил в моллахане, в русско-татарской школе, затем окончил Горийскую семинарию. После ее окончания работал учителем в селах Улуханлы, Башнорашен, Неграм, занимался переводческой деятельностью, был адвокатом суда в Эривани. Тифлисский период жизни Дж. Мамедкулизаде тесно связан с журналистской деятельностью, в Баку он продолжал публицистическую, литературную, общественную деятельность.


Первый период жизни и деятельности Дж. Мамедкулизаде стал еще и своеобразной подготовкой к журналу «Молла Насреддин». Журналистскую школу он прошел в Тифлисе, в газете «Шарки-Рус» («Русский Восток»), которую издавал известный публицист Мамедага Шахтахтинский, здесь он опубликовал статьи-корреспонденции, рассказ «Почтовый ящик», перевод на азербайджанский рассказа Л.Н.Толстого «Труд, смерть и болезнь», статьи о театральных постановках, рассказ «Игра в кишмиш», Дж. Мамедкулизаде публикуется в других газетах – «Возрождение», «Тифлисский листок», «Кавказский рабочий листок».


Он скончался в 1932 г. в Баку и похоронен в Аллее почетного захоронения. Имя его присвоено улицам в городах Азербайджана, установлены его памятники, один из которых украшает эркер на фронтоне Азербайджанского музея литературы им. Низами наряду с самыми высокочтимыми мастерами художественного слова.


Первой большой работой, положившей начало углубленному научному изучению жизни и деятельности Джалила Мамедкулизаде, по праву считается исследование Мирзы Ибрагимова «Великий демократ Молла Насреддин» (1939 г.), в котором он, может быть, впервые поставил вопрос о среде, условиях, путях развития его таланта, что обусловило превращение Джалила Мамедкулизаде, созданного его воображением, в Моллу Насреддина. И он, и впоследствии Азиз Шариф утверждали: огромную роль в этом сыграла родина писателя, город Нахичевань. Нахичевань прошлого века была классическим образцом патриархально-феодального мира, и она стала объектом острой и беспощадной сатирической критики писателя, что нашло свое воплощение в знаменитой комедии «Мертвецы». Мир религиозного ханжества, который увидел будущий писатель и публицист, состоял из фанатизма, «клубка самых разнообразных, самых чудовищных противоречий» (А.Шариф).


Как когда-то говорили критики о «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака, что по ней можно с точностью узнать историю Франции первой половины XIX века, так и уже по первым литературным произведениям Дж. Мамедкулизаде можно узнать подробности жизни тех людей, которые жили в Нахичевани, в селении Неграм в конце XIX – начале XX веков. Семь с половиной лет Мирза Джалил был сельским учителем в Неграме, и опыт этих лет он блестяще использовал в последующей работе, этому же селению он посвятил последнее свое произведение – комедию «Учитель села Данабаш». Неграм писателем был «переименован» в селение Данабаш, и название это стало нарицательным («дана» – теленок, «баш» – «голова», в переносном смысле «данабаш» – «тупоголовый», «твердолобый»). Сборник повестей «События в селении Данабаш» увидел свет лишь после смерти писателя. Не умаляя достоинства ни одной из повестей сборника, все же высшим образцом реалистической прозы можно считать «Пропажу осла». В зрелом возрасте, заново прочитав «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, я отчетливо поняла, что великий писатель написал блестящий репортаж о смерти. Сейчас, заново перечитав «Пропажу осла», я поняла – это блестящий киносценарий, в котором есть и судьбы людей, и конфликтные коллизии (еще какие!), и «документальность» чувств и переживаний. Если взять и заменить осла, скажем, на автомобиль, кази – на чиновника загса, назвать Худаярбека хозяином села (рэкетиром) и т.п. получится великолепная трагикомедия из нашей, современной жизни, прямо-таки блокбастер. Но при одном условии – в гипотетическом фильме должны господствовать гений Мирзы Джалила, его боль, его сарказм… То же самое можно сказать и о его величайшей пьесе «Мертвецы». Когда-то эти произведения были энциклопедией современной Мирзе Джалилу жизни, сейчас вполне могут войти в энциклопедию нашей жизни.


Первое сообщение о «Молла Насреддине» появилось в газете «Возрождение» 19 февраля 1906 года – объявление о готовящемся «кружком мусульманской интеллигенции» издании сатирического журнала. И когда 7 апреля 1906 года вышел первый его номер, «Молла Насреддин» стал целой эпохой в истории азербайджанской журналистики, литературы, общественной мысли, и Джалил Мамедкулизаде стал отождествляться народом с Моллой Насреддином. Естественно, на Мирзу Джалила обрушился шквал критики, и уже в четвертом номере журнала он, обращаясь к поливающим его грязью бекам, ханам, моллам, сеидам и прочим, писал: «Почему вы меня бьете? Ничего страшного, бейте. Но знайте, о моллы, течение времени изменится, оно обновится, и мои сирые и обездоленные братья начнут распознавать друзей и врагов, они вырвут толстые дубинки из ваших рук и начнут… Об остальном я уже не говорю».


«Молла Насреддин» в очень короткое время стал читаем, почитаем не только в Азербайджане, но и во всех странах Ближнего и Среднего Востока. С выходом первого номера журнала Джалил Мамедкулизаде стал восприниматься передовой интеллигенцией как выдающийся писатель, страстный публицист, автор убийственных фельетонов, статей, рассказов. Все они вошли в золотой фонд азербайджанской литературы и журналистики, и, как показывает время, все они актуальны и теперь, что является лучшим памятником творцу, мастеру, человеку, столь любившему свой народ, что это причиняло ему огромную боль, публицисту, осмелившемуся бросить вызов как «сливкам» общества, так и религиозным догмам, а в ответ подвергшемуся преследованию и даже остракизму…



«АК» благодарит директора Государственного архива литературы и искусства Азербайджанской Республики им. Салмана Мумтаза Маарифа Теймурова за содействие в работе с архивными материалами.