Март 15th, 2006 | 12:00 дп

Расим Даргях-заде о себе и Доме Ханжонкова

  • «АК»
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Президент Гильдии организаторов кинопроизводства, кинопроката и кинопоказа РФ делится нынешними проблемами кинематографистов
В далеком 1964 году стройный черноглазый юноша впервые приехал из Азербайджана в Москву. Он сразу же отправился к своему дяде Надиру Сафиеву, служившему в театре «Современник». В то время театр располагался на площади Маяковского. Не застав на рабочем месте родственника, юноша решил культурно провести время – посмотрел увлекательный фильм в находящемся рядом с театром кинотеатре «Москва». Вряд ли он сам или кто-нибудь в то время мог предположить, что через много лет стены кинотеатра станут его вторым домом. Звали молодого человека Расим Даргях-заде…

Родился он в городе Гянджа. Семьи родителей происходили из Карабаха и принадлежали к знатным азербайджанским родам. Вот что говорит об этом сам Расим Ильясович:


– В генеалогическом древе нашего рода по материнской линии имена выдающихся государственных и общественных деятелей Азербайджана XVIII–XIX веков: Молла Панах Вагифа, Джаваншир-хана, Джавад-хана, Натаван-ханым, А.Ахвердиева, других видных деятелей культуры и науки, выходцев из Шуши и Карабаха. Мои дедушка и бабушка по отцовской линии происходили из известного рода Мирза Даргяхлы. Интересна история женитьбы моих родителей. Дедушка, по маме Алиш-бей Сафиев, окончив одну из первых в равнинном Карабахе русских школ, основанную его дядей Рахим-беем Новрузбековым (в простонародье его звали УчитеЛ Рахим-бей), поехал учиться в знаменитую Горийскую семинарию, где познакомился со своим земляком из Карабаха – Махиш-беем Даргяхлы. Юноши подружились и дали друг другу зарок: если у одного из них родится сын, а у другого дочь, то они женят своих детей. Таким образом, было предопределено мое появление на свет!


Вернувшись на родину, Алиш-бей всю жизнь был учителем русского языка, а Махиш-бей стал сотрудником и сподвижником знаменитого предпринимателя Зейналлабдина Тагиева. После революции он вернулся в Карабах, и в 1920 году вместе со своим дядей, государственным и общественным деятелем Мешади Аббасом, устроил у въезда в Агдам торжественную встречу 11-й Красной Армии для обеспечения мирной передачи власти и во избежание жертв среди населения. Но вскоре, опасаясь репрессий за «буржуазное прошлое», вместе с семьей переехал в Гянджу. Туда по той же причине переехала и семья моей мамы. Мою бабушку Гонча-ханым с мужем и детьми приютила ее сестра Агджа-ханым, жена Хабиб-хана Шекинского, одного из правителей Зангезура, и мать Барат Шекинской и художника Сулеймана Гаджиева. Учился дядя Сулейман в предвоенные годы в АзИИ (Азербайджанский индустриальный институт) на архитектурном факультете вместе с Гейдаром Алиевичем Алиевым. Я помню его рассказы, как, чтобы заработать деньги на билет в театр или филармонию, они вместе ходили после лекций разгружать вагоны… По соседству с нами жила семья выдающегося композитора Фикрета Амирова, тоже шушинца, сына известного музыканта Джамиль-бея Амирова, состоявшего в родственных отношениях с моей прабабушкой Гохар-ханым. В Гяндже их родственные отношения были развиты: моя тетя Умай стала женой Фикрета Амирова, а его сестра Яхши-ханым вышла замуж за дядю Сулеймана. Наши дома находились рядом, мы жили одной большой семьей, в которой частыми гостями были известные деятели культуры. Моя мама Зарантач Сафиева, продолжив семейную традицию, стала учительницей. Отец – Ильяс Даргях-заде – был выпускником энергетического факультета АзИИ, видным энергетиком, заслуженным изобретателем Азербайджана. Он учился вместе с выдающимся деятелем советской и российской космонавтики Керимом Керимовым, а его друзьями были крупнейшие ученые-энергетики, академики Чингиз Мехтиевич Джуварлы и Азад Алиевич Эфенди-заде. С особой теплотой вспоминаю Ч.М.Джуварлы, учеником которого я был.


В такой семье рос и взрослел Расим Даргях-заде. С детства он был разносторонне развитым, много читал, многим интересовался. Как и его отец, окончил АзИИ, в то время Институт нефти и химии (ныне – Нефтяная академия Азербайджана), занимался наукой, общественной деятельностью и сотрудничал с несколькими газетами. В 1971 году он опубликовал в газете «Бакы» статью под названием «Почему мы редко ходим в кино?», где выдвинул идею превратить каждый кинотеатр в многопрофильный культурный центр. Публикацию заметили в Союзе кинематографистов. В конце восьмидесятых годов по инициативе кинематографистов всех союзных республик было решено создать в помещении кинотеатра «Москва» Центр национальных кинематографий СССР. Выдающийся писатель, кинодраматург и общественный деятель Рустам Ибрагимбеков, одновременно являвшийся секретарем Союза кинематографистов и курировавший национальные кинематографии, вспомнил о революционных идеях Расима Даргях-заде и поручил ему реализовать их на практике. В 1990 году центр распахнул свои двери перед зрителями. Вскоре по инициативе Р.Даргях-заде кинотеатру было возвращено исконное имя – Дом Ханжонкова.


Этот кинотеатр построен в 1913 году Александром Алексеевичем Ханжонковым, с деятельности которого, по существу, началась вся история и география российского кино. Многое в отечественном кинематографе связано с именем А.Ханжонкова. Это первые научно-популярные фильмы, экранизации литературных произведений, журналы о кино и кинозвезды. В «синематографе Ханжонкова» проводились первые льготные и бесплатные киносеансы. Многие выдающиеся деятели российского, а позже советского кинематографа были родом из Дома Ханжонкова. Так, основатель ВГИКа – кузниц кинематографических кадров Л.В.Кулешов снял свой первый фильм на его студии. Впоследствии Л.Кулешов учил кинорежиссуре великого С.Эйзенштейна. Сотрудники А.Ханжонкова и его ученики первыми проникали в отдаленные уголки российской империи, снимали фильмы и основывали представительства. А.Ханжонков имел представительство и в Баку. В начале ХХ века на его студии были сняты документальные фильмы об острове Наргин, что в Бакинской бухте, а также этнофильм «Новруз байрам». Первая экранизация знаменитой музыкальной комедии «О олмасын, бу олун!» также была создана в студии Ханжонкова в далеком 1918 году!


Возглавив Дом Ханжонкова, Расим Даргях-заде и его команда достойно продолжили дело основателя российского кино. С 1990 по 2004 год ими было проведено свыше 300 кинофестивалей, ретроспектив, юбилейных и мемориальных киномероприятий. Некоторые фестивали, организованные в Доме, были уникальны не только для отечественной, но и для мировой кинопрактики. Например, фестиваль «Московский Пегас», посвященный фильмам о Москве, а также не имеющий аналогов в мире фестиваль «Любить кино!», содержащий конкурс фильмов, созданных в начале ХХ века. Жюри из выдающихся деятелей культуры, кинокритиков и киноведов оценивают фильмы начала прошлого века, собранные со всего мира.


Дом Ханжонкова попал в Книгу рекордов Гиннесса за наибольшее количество фильмов, показанных в одном кинотеатре за год, а также был занесен в Книгу рекордов России, показав за 1994 год 544 фильма. Этот рекорд не превзойден и по сей день! Если в 90-е годы процент российских фильмов на экранах страны не достигал 10%, то в Доме Ханжонкова с 1990 года эта цифра превышала 90%! В 1999 году Министерством культуры РФ кинотеатру был присвоен статус Центра российской кинематографии. Кроме показа российских фильмов в родных стенах, Дом Ханжонкова вывозил их в страны СНГ и дальнего зарубежья, где знакомил зрителей с историей и современностью российского кинематографа. В Доме не прерывалась связь с кинематографистами бывших союзных республик СССР. Сюда приезжали выдающиеся мастера кино и дебютанты, знакомившие россиян со своими произведениями. Здесь были самые дешевые билеты: независимо от дня недели, времени сеанса, существовала 50-процентная скидка для студентов, школьников, пенсионеров, инвалидов и малоимущих. Увы, все это уже в прошлом: 29 декабря 2004 года Дом Ханжонкова был закрыт.


– Расим Ильясович, что произошло?


– Мы стали классическим примером рейдерства, вида экономического бандитизма. Вначале нам пытались навязать фантастическую арендную плату в 1–2 миллиона долларов США! А потом произошли фабрикации судебных решений и отъем помещения. Наша организация существует, а нас выселили на улицу из Дома, который исторически принадлежит нам. При этом был уничтожен уникальный архивный материал девяностолетней истории кинотеатра. Дом был захвачен, но, боясь общественного возмущения, на его двери захватчиками оставлена лицемерная вывеска: «Кинотеатр закрыт на ремонт». Но мы боремся, и нас поддерживают выдающиеся деятели культуры России, ближнего и дальнего зарубежья.


Недавно, об этом постыдном поступке мне удалось поставить в известность лично президента страны Владимира Путина и вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева, которые были удивлены услышанным, обещали разобраться и помочь. Мы верим, что с их помощью будет восстановлена справедливость и Дом Ханжонкова возобновит свою работу.


– Каковы ваши виды на работу Дома Ханжонкова в новом качестве?


– Зданию необходим ремонт. Надеюсь на помощь земляков – опыт поддержки культурного наследия у нашей диаспоры имеется. Тем более что новым послом Азербайджана в России является крупнейший деятель культуры Полад Бюльбюльоглы. В будущем Дом я вижу музеем истории и географии кино в России, в котором будет сохранен публичный показ фильмов с льготными билетами. Надеюсь, мы построим еще два новых кинозала. В музее получит отражение история кино всех регионов России, а также всех бывших союзных республик – ныне независимых государств. Это мое «ноу-хау», подобного музея нет в мире. Уже готов методологический материал и накоплена значительная база данных. Я верю, что с помощью руководства страны нам удастся воплотить в жизнь эту идею.


– По вашей инициативе и при вашем активном участии сейчас готовится указ президента РФ и постановление правительства РФ об общегосударственном праздновании столетия фильмопроизводства в России…


– Юбилей мы будем отмечать в 2008 году. Российский кинематограф заслуживает того, чтобы его столетие было отпраздновано с большим размахом. Надеюсь, что одним из центров проведения торжеств станет обновленный Дом Ханжонкова. Этот праздник мы планируем отмечать вместе с кинематографистами стран СНГ и Балтии, в том числе Азербайджана. Хочу, чтобы такой же музей истории и географии Азербайджанского кино был создан в Баку и имел филиал в родной Гяндже.