Март 15th, 2006 | 12:00 дп

Тихое очарование живописи

  • «АК»
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Сакит – тихий. Так переводится это слово с азербайджанского. Возможно, именно это слово таит в себе сокровенный смысл тихого, спокойного и очень глубокого творчества художника Сакита Мамедова.

Он родился в городе Нефтчала в 1958 году. Принадлежит к поколению художников, творческая зрелость и развитие которых совпали по времени с восстановлением независимости Азербайджана, что, безусловно, благотворно повлияло на становление художника как личности с независимым творческим характером.

В 1978 году он с отличием окончил Азербайджанское государственное художественное училище имени А.Азимзаде. Продолжив учебу в 1981–1987 гг. в Академии живописи имени И.Репина в Ленинграде, Сакит Мамедов не изменил своей традиции и вновь успешно завершил учебу, получив диплом с отличием. Теперь можно говорить, что, несмотря на относительную молодость, успешная творческая деятельность Сакита продолжается на протяжении двадцати лет, включая участие художника в более чем тридцати престижных выставках.

С 1988 года он является членом Союза художников Азербайджана. Его произведения семь раз были удостоены почетных дипломов первой степени. Сакит Мамедов является ярким представителем поколения талантливых мастеров живописи, сформировавшегося в Азербайджане в 80-е годы. Его произведения можно увидеть не только в Баку или Москве, Минске или Санкт-Петербурге, но и в Германии, Швейцарии, США, Австралии, Чехии, Австрии, Швеции, Польше, Турции, Бельгии, Венгрии и во многих других странах. Во время участия азербайджанского художника в представительнейшей выставке «IVArtfair» его картины экспонировались наряду с произведениями Сальвадора Дали, Хуана Миро, Хуана Гриса, Макса Папарта, Антонио Поссенетти и Матса Монссона.

Произведения Сакита Мамедова хранят в своих частных коллекциях Ильгам Алиев, Владимир Путин, Аббас Аббасов, Сулейман Демирель, Вахби Ком, Иосиф Кобзон и другие ценители живописи. Его полотна украшают музеи и галереи, выставлены в основном здании Совета Европы, в собраниях других почитателей.

Он – более восточный человек, нежели хотел бы выглядеть, и уж конечно не космополит, не гражданин Вселенной. Любит играть на гитаре, слушать музыку или поговорить о «королях и капусте», конечно, когда не работает. Художник достаточно вежлив, чтобы избегать острых моментов и крутых поворотов в беседе, но далеко не робок. Зрелость – это терпимость, но Сакит обладает и творческой дерзостью, и хлестким умением вместе с образным, парадоксальным мышлением истинного живописца.

О себе он рассказывает немногословно:

– Я успешно выдержал конкурс в Академию художеств имени Репина, получив наилучшие оценки при поступлении. К счастью, моим наставником в Академии художеств стал Евсей Евсеевич Моисеенко – великолепный учитель и могучая личность. Он обладал как открытостью сердца, так и открытостью мышления, не навязывал студентам своих личных предпочтений, избегая опасности сделать нас простыми подражателями. Еще тогда в одной из наших бесед он заметил, что среди кавказцев нет заурядных людей. Кавказцы могут быть чрезвычайно пассивны или чрезвычайно активны, но не заурядны. Мне нравится искусство Западной Европы, начиная с периода Ренессанса, но наряду с этим мне очень нравится классическое искусство Древней Греции и Рима с выверенными пропорциями в передаче анатомии и пластичностью.

В творчестве Сакита Мамедова заметно влияние импрессионистов, испанских мастеров, великих голландцев и, конечно же, Рембрандта, которого он полагает своим любимейшим художником. Несмотря на эти аллюзии, в действительности, творчество Сакита Мамедова представляет именно азербайджанскую школу живописи с ее неповторимым колоритом.