Апрель 15th, 2006 | 12:00 дп

Фирангиз Ализаде: «Когда-нибудь среди слушателей моих концертов будет больше моих соотечественников»

  • Хадиджа ОРДУХАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

«АК» уже писал о многогранной деятельности талантливого азербайджанского композитора и исполнителя, чьи произведения принесли ей широкое признание ценителей современной классической музыки. За открытостью и эмоциональностью ее исполнительского искусства стоят профессиональное знание и понимание, глубокое восприятие современной классической музыки, в новейшую историю которой уже вписала свои золотые строки Фирангиз Ализаде.

Знатоки, профессионалы, тысячи любителей серьезной музыки именно ее давно нарекли суперзвездой. И это подтверждается множеством посвященных ей статей, откликов на ее выступления, исследовательских постконцертных публикаций, в которых красной нитью проходит оценка – «гениально». Сегодня произведения Ф.Ализаде исполняют музыканты с мировыми именами в залах и на сценах, о которых можно только мечтать. Вот краткий список последних и предстоящих в ближайшее время выступлений нашей соотечественницы на сценах мира.


Ноябрь 2005 г. – выступление в Париже на юбилейном концерте – 60-летие ЮНЕСКО – в качестве композитора, пианиста и дирижера с солистами Азербайджанского государственного симфонического оркестра и музыкантами – исполнителями на азербайджанских народных инструментах; исполнение обязательной пьесы на Восьмом международном конкурсе виолончелистов имени М.Ростроповича в Париже, пьеса называется «Ойан!» («Проснись!»).


1 февраля 2006 года в Нью-Йорке, на 100-летии Juilliard Shool прошла премьера Квинтета Ф.Ализаде «Хазар», 18 февраля в Сиэтле в исполнении Seattle Chamber Players прозвучала премьера ее произведений «Атеш»; 12 марта в Берлине в Komishe Oper состоялся авторский концерт Ф.Ализаде. И после Второго съезда, 26 марта, – авторский концерт вместе с «Кронос квартетом» (Сан-Франциско) в Нью-Йорке, в знаменитом Карнеги Холле.


– Я живу и работаю в Германии с 1999 года, – говорит о себе музыкант. – Моя работа заинтересовала немецкое правительство, и я была приглашена в Берлин в качестве композитора, представляющего новое направление в современной музыке.


– Фирангиз ханум, вы побывали во многих концах света, у вас прошли сольные концерты, ваши произведения играют всемирно известные музыканты. Музыка Фирангиз Ализаде звучит на всех континентах, ваши слушатели – многие известные деятели. Наверное, возникает контакт с аудиторией? Есть ли среди ваших слушателей азербайджанцы?


– Моя музыка звучит в основном вне этнической родины начиная с 1979 года. Чаще всего в Европе и Америке, а в последнее время и в Азии (Китай, Япония, Тайвань). Представители азербайджанской диаспоры этих стран интересуются национальной, традиционной музыкой и эстрадой. Они любят слушать, например, Рашида Бейбутова и Зейнаб Ханларову, и это прекрасно. Понятно, что современная авангардная музыка, ее новые веяния остаются как бы вне поля зрения азербайджанской диаспоры. К счастью, сейчас появляется второе, даже третье поколение азербайджанцев за рубежом, и они начинают проявлять больше интереса к серьезной современной музыке, посещают филармонические концерты, в том числе и мои авторские концерты в Америке, Швейцарии, Австрии, Германии, покупают мои компакт-диски. Здесь, конечно, телерадиокомпаниям Азербайджана предстоит большая работа по вещанию на зарубежные страны, где живут наши соотечественники. Такая работа, как мне кажется, должна охватывать более широкий, разнообразный спектр ценностей и музыкальных явлений современной азербайджанской культуры для пропаганды за рубежом.


– В какой стране, где выступали с концертами, вы увидели, прочувствовали жизнь азербайджанской диаспоры?


– Особенно обширные контакты с азербайджанской диаспорой у меня сложились в США – в Нью-Йорке, Мэдисоне, Сиэтле, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Большинство из них – иранские азербайджанцы, иногда это смешанные пары (например, иранец – американка), у них уже есть дети по 20 – 27 лет, и вот эти дети и интересуются музыкой композитора со своей исторической родины. Наши встречи после концертов сердечны, беседы – искренни, и даже интерьеры их домов, где каждая деталь напоминает Азербайджан, необычайно радуют душу и запоминаются надолго. В Сан-Франциско, например, живут бывшие бакинцы – замечательный пианист Чингиз Садыхов со своей семьей, Р.Бадалбейли, в Нью-Йорке – музыковед и органист Юрий Гбай. Мне бывает очень приятно их внимание, горячая заинтересованность во всем, что касается Азербайджана, их трогательная забота и внимание ко мне.


– Вопрос основан на практике вашей гастрольной жизни по миру: приходилось ли вам сталкиваться с представителями других диаспор?


– Самая сильная диаспора, конечно же, еврейская, причем ее влияние на музыкальную культуру любой страны, где бы они ни жили, просто огромно. Достаточно сказать, что в любом оркестре, ансамбле, в числе профессоров учебных заведений обязательно есть выходцы из Москвы, Петербурга, Киева, Львова, Одессы, Новосибирска и др. Это музыканты экстра-класса, лауреаты международных конкурсов, часто они возглавляют свои собственные музыкальные фестивали: Давид Герингас, Олег Крыса, Роман Кофман, Борис Глузман, Дмитрий Ситковецкий, Борис Пергаменщиков (ныне покойный) и многие другие. Массмедийные средства тоже немало зависят от представителей этой диаспоры, как ни странно, даже в современной Германии. Конечно, другие диаспоры пытаются перенять опыт мощной еврейской общины. Сейчас в Америке усиливается китайская диаспора, во всяком случае в культуре и музыке, а до этого, в 70 – 80-е годы наблюдался расцвет индийской диаспоры. Все эти процессы напоминают грандиозную диффузию. Порой, знакомясь с биографией какого-нибудь современного композитора, поражаешься – сколько же различных культур и традиций самым причудливым образом переплетаются в творчестве одного композитора или музыканта!


– Что, по вашему мнению, надо делать в Азербайджане, диаспорам за рубежом, чтобы на ваши концерты приходило больше соотечественников? Простите за прямой вопрос, понятно, что об этом должны думать не вы. Но так хочется побывать на ваших концертах, прикоснуться вместе с другими слушателями, скажем, Карнеги Холла к музыке Фирангиз Ализаде. Хочется хотя бы надеяться, что это сделают другие азербайджанцы, на другом конце света…

– Мне трудно ответить на такой вопрос. Конечно, для рядового слушателя, в том числе и азербайджанцев, больше привлекательны концерты традиционной или популярной музыки (Алим Гасымов, Азиза Мустафазаде, например). Понимание современной музыки серьезного направления, как говорят, элитарной музыки, формируется в обществе не один десяток лет. Восприятие такого рода музыки требует определенного интеллектуального уровня, общей образованности, внутренней культуры. Я думаю, что каждый из нас должен честно, качественно выполнять свою работу. И рано или поздно придет понимание того, что действительно ценно. Для меня ориентиром является постоянный интерес к моей музыке исполнителей самого высокого ранга. При полном отсутствии спонсоров, менеджеров, рекламы и даже собственного сайта мне этот показатель кажется очень важным. И я не теряю надежды, что когда-нибудь среди слушателей моих концертов будет больше моих соотечественников и они не останутся равнодушными к моей музыке.