Апрель 15th, 2006 | 12:00 дп

Россия в духовной жизни Азербайджана

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Loading ... Loading ...

    Размышлениями о результатах влияния русской культуры на азербайджанскую делится наш соотечественник, преподаватель, философ Ибрагим Меликов.

    С присоединения Азербайджана к России в начале XIX века в его истории начинается совершенно новая эпоха, которая переворачивает все социально-культурное бытие азербайджанского народа. Азербайджан приобщается к абсолютно новой культуре. Русский период переориентации азербайджанской культуры с Ирана на Россию. До этого, как бы то ни было, культура Азербайджана равнялась на иранскую, теперь же ее направляющим, определяющим ее дух, все более и более становится русская культура. Азербайджан этого периода – всего лишь окраина Российской империи, но русский дух проникает в азербайджанскую культуру и начинает оказывать свое влияние. Причем это происходит не насильственно, даже не всегда явно и на глубинном существенном уровне. Путем непосредственных контактов и взаимодействий в рамках культуры происходит постепенная переоценка прежних ценностей и формируются новые.


    Россия, безусловно, относится к Азербайджану как к своей колонии. Но, контролируя присоединенную территорию прежде всего в политическом, политико-правовом и административном плане, царская Россия предоставила населению Азербайджана полную свободу в культурном отношении, позволяя ему при этом самостоятельно развиваться в духовном отношении, разумеется, в русском, европейском духе. Впрочем, в национальном вопросе царская политика была не столь либеральной. Как известно, потребовалось немало лет и огромных усилий патриотов, чтобы азербайджанцы получили возможность учиться в школах на азербайджанском языке.


    Однако русский период – это не просто период обогащения азербайджанской культуры русской. В это время начинает формироваться уже обновленная азербайджанская культура, отвечающая новым общественно-политическим реалиям. Вместе с русской культурой в Азербайджан проникают идеи и христианства. Хотя Азербайджан не подвергается христианизации, тем не менее дух христианства проникает в азербайджанскую культуру. Мусульманский Азербайджан приобщается теперь к христианским ценностям. Принципиальная особенность этого процесса заключается в том, что в азербайджанской культуре наряду с утвердившейся веками мусульманской идеей послушания, появляется идея духовной свободы, привнесенная христианством. И ислам, и христианство – это пути, ведущие к одной и той же цели, каковой выступает Бог. Но различны способы движения к Богу. В исламе путь к Богу – это обязательное предписание человеку, которому должен следовать мусульманин. В христианстве, в частности в русском православии, – это прежде всего дело свободное, то есть добровольное.


    Свобода предполагает самосознание, иначе свобода превращается в произвол и злоупотребление свободой. Русский период в азербайджанской культуре – это становление под воздействием идеи христианской свободы национального самосознания, сопряженного с чувством исторической и культурной ответственности.


    Для культуры Азербайджана того периода весьма характерно выдвижение на первый план темы отсталости народа. Само появление этой темы – результат осознания передовыми силами азербайджанского общества своего культурно-исторического бытия. Примечательно, что азербайджанскую душу тревожит не столько экономическая и политическая отсталость, сколько отсталость духовная, нравственная и культурная. Важно отметить, что отсталость социальной жизни, как правило, рассматривалась азербайджанскими просветителями в сравнении с Западом. Мир ориентируется на Запад и его достижения. Но восприятие Запада в азербайджанском культурно-историческом сознании преломлялось через русскую культуру и ее ценности. Азербайджан отстает от Запада в социально-экономическом и социально-бытовом плане, но причины отставания усматриваются не столько в экономических или политических факторах, которые, собственно, и обеспечивают Западу его развитость, сколько в нравственных и культурных факторах, на которые делает акцент типично русский подход.


    Формирующееся азербайджанское национальное самосознание превыше всего ставит именно нравственные и духовно-культурные вопросы. При этом русский дух участвует не только в формировании национального самосознания, но и в преобразовании всего культурного пространства при сохранении национальной самобытности народа. Русский дух – это дух нравственной свободы, и теперь он подводится в качестве фундамента под здание самобытности национальной культуры.


    Азербайджанская культура от этого отнюдь не становится русифицированной. На национальный колорит и самобытность народа русский дух не воздействует. Но он зарождает в национальной самобытной азербайджанской культуре идею свободы. Дух свободы – это дух самого человека, поэтому если он проникает и зарождается в какой-либо культуре, то культура оказывается не в силах отвергнуть его, ибо человек в нем находит самого себя и свою сущность. Так случилось с духом свободы, к которому приобщилась азербайджанская культура через русскую. Отличие же последней, как отмечалось, состоит в том, что она осознание свободы всегда ставит на духовно-нравственную основу.


    История Азербайджана после присоединения к России стала поиском и движением к свободе, которая становится высшим смыслом социального бытия азербайджанского народа. В свою очередь, свобода в этом понимании – это свобода от греха и порока. И не только сама свобода, но и движение к ней есть обретение независимости по отношению к греху. Сам путь к свободе уже означает свободу и одухотворение. Поэтому присоединение Азербайджана к России сопровождается повышением как уровня одухотворенности его культуры, так и уровня хозяйственно-экономической и социально-бытовой жизни.

    Россия – это страна сильная не столько в политическом и экономическом отношении, сколько страна с мощным духовным и нравственным потенциалом. Запад силен уровнем своего экономического и политического развития, Россия – прежде всего духовным могуществом. Именно поэтому союз с русской культурой дал такой мощный импульс для развития азербайджанской культуры. И сегодня осмысление опыта развития культуры в независимом Азербайджане только подтверждает настоятельную потребность в восстановлении и углублении взаимодействия азербайджанской и русской культур.