Апрель 15th, 2006 | 12:00 дп

Сто лет «Моллы Насреддина»

  • Хадиджа ОРДУХАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Не старость, а любовь и уважение к нему неподвластно времени…
9 апреля 1906 года в Тифлисе вышел первый номер еженедельного сатирического журнала «Молла Насреддин».

Сатирическая журналистика в Азербайджане, конечно же, существовала и до Джалила Мамедкулизаде. «Молла Насреддин» стал более профессиональным, целенаправленным иллюстрированным сатирическим журналом, продолжающим традиции Г.Зардаби и М.Ф.Ахундова. «Полюбуйтесь на «Моллу Насреддина»! – писал о первом номере в редактируемой им газете «Иршад» известный журналист Ахмед бек Агаев. – Сколько ума, мысли, какое совершенство, какой вкус!»


И, конечно, выхода каждого номера журнала одни ожидали с нетерпеливым волнением, но те, кто становился объектом бичевания в нем, воспринимали журнал с ненавистью и готовностью к крайним мерам. Например, ордубадские религиозные деятели издавали листовки, в которых подвергали анафеме Дж. Мамедкулизаде, требовали смерти для «этого нахчыванца», в Тифлисе в редакции журнала не раз проводили обыски.


В 1922 году советские власти Азербайджана пригласили эмигранта Дж. Мамедкулизаде в страну, и «Молла Насреддин» выходил до болезни и смерти ее редактора в 1932 году.


Журнал сыграл огромную роль и в личной жизни Мирзы Джалиля. Как писала его супруга Гамида ханум в своих мемуарах, ответить согласием на предложение руки и сердца Мамедкулизаде заставил… двадцатый номер журнала. Именно из-за этого номера, в котором редактор писал о плачевном состоянии женщины-мусульманки, в мусульманской части Тифлиса начались волнения, в мечетях Мирзу Джалиля проклинали, требовали его смерти, от неминуемой гибели его спасли собратья по духу, коллеги по работе, которым удалось тайком увезти редактора в другую часть Тифлиса. Известны и другие, несколько курьезные факты с «Моллой Насреддином». Например, при очередной конфискации журнала представители полиции в Баку продавали его с рук, а деньги присваивали. Это, пожалуй, тот единственный случай, когда уместно восхвалять государственный рэкет по той простой причине, что у читателей журнала была возможность его получить, а у патриотов, поклонников и истинных ценителей – сохранить номера «Моллы Насреддина» для потомков!


«Молла Насреддин» появился на свет на фоне революционных событий 1905–1907 годов. Журнал выражал идеи революции, в нем была вера в то, что очень скоро многое в мире изменится к лучшему, что мракобесие духовенства, власть священнослужителей, призывы в мечетях необразованных, косных молл сведутся на нет, народ, и без того ущемленный во всех правах, наконец проснется. Революции всегда и везде будили надежду на лучшее, но позволю себе высказать предположение: не думаю, что Дж. Мамедкулизаде к революции относился как к панацее от всех бед, он понимал и доводил до своего читателя веру в лучшее будущее, но не питал иллюзий. Когда с детских лет сталкиваешься с косностью той небольшой кучки священнослужителей, которые методично давят на людей, сводят на нет личность каждого человека, когда в юношеские годы стремишься сделать что-то для соотечественников и понимаешь, что и этой кучкой людей правят не менее безграмотные представители власти с имперскими амбициями, в зрелые годы уже испытываешь только боль, задыхаешься от собственного бессилия, но наконец приходит тот светлый час, когда знаешь, чем можно помочь людям. Принято задавать вопрос о том или ином выборе жизненного пути, но, как ни странно, вопрос этот очень часто психологически бывает уместен. Ведь Джалил Мамедкулизаде был прекрасным писателем, замечательным драматургом, он мог бы сочинять и в других жанрах литературы, публицистики, но он выбрал свой, предельно трудный путь. Получается, что он был призван, выходит, что ему было дано особое предпочтение, и он, прекрасно зная, сколь талантлив его народ, стал Моллой Насреддином. Идеи, задачи журнала им и его единомышленником О.Нейманзаде были четко продуманы. При всей искрометности, блеске статей, фельетонов, даже писем в редакцию Мирза Джалил четко выстраивал линию журнала, умел прекрасно подать материал, а оперативность сообщений со всего мира просто поражает – как ему удавалось в каждом номере писать о вчерашних, позавчерашних событиях в мире?


Иллюстрации журнала – это шедевры графики, это не просто смешные рисуночки, карикатуры: каждая из них – целый рассказ, прочитав его, не просто посмеешься и забудешь, он заставляет вновь и вновь возвращаться к нему. На многих иллюстрациях присутствует Молла Насреддин, он не только наблюдает за разворачивающимся сюжетом: не знаю, как у других, но у меня создалось впечатление, что он наблюдает и за мной, за моей реакцией, он как бы требует не забыть увиденное, сделать что-то для своих героев. «Молла Насреддин» – первая школа азербайджанского сатирического рисунка, и, как показало время, карикатура оказалась еще одним жанром, где выплеснулся талант народа. Школу создал Дж. Мамедкулизаде, призвав на помощь художников из Германии, например Роммера, Шеллера и других, которые сыграли огромную роль в становлении этого вида изобразительного искусства в Азербайджане. Более того, в журнале сотрудничал замечательный азербайджанский художник Азим Азимзаде – создатель своей школы искусства, которая живет по сей день…

«Молла Насреддин» собрал вокруг себя выдающихся литераторов, публицистов – М.А.Сабира, А.Ахвердова, О.Фаика, А.Гамкюсара, А.Назми, М.С.Ордубади, А.Наджафова – и за короткий срок стал популярен не только в Азербайджане, но и на всем Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке. Журнал оказал влияние на развитие демократической печати не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Жизни и творчеству Дж. Мамедкулизаде посвящено много исследований, они ведутся и поныне. Его творческая деятельность знала подъемы и спады, знала сомнения и колебания, но в целом она – одна из самых высоких вершин общественно-политической и художественной мысли Азербайджана начала XX века. Плодотворный период деятельности Дж. Мамедкулизаде выпал и на советский период – он сотрудничал с Н.Наримановым, С.Агамалиоглу, С.Эфендиевым и другими. И… продолжал бичевать все то, что омрачало жизнь его народа…