Апрель 15th, 2006 | 12:00 дп

Закон без иерархий

  • В.БОКОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Некоторые формулировки обсуждаемого федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» могут побудить политические силы объявить государствообразующими народы в своих республиках.

Имеют место попытки законодательно утвердить весьма спорные определения различных терминов, относящихся к сфере этнической политики. Представляется, к примеру, неуместным в законопроекте определение понятия «этнос». Потому, что это абстракция очень высокого теоретического уровня, а не обозначение какого-то реального объекта политики или повседневной жизни.


Несмотря на множество разноречий по этой проблематике, все же есть единодушие в том, что нация – это не что-то раз и навсегда застывшее. Процессы образования, развития и трансформаций происходят и сейчас.


Для многих представителей российских народов вместо полноценного чувства государственной принадлежности неизбежным становится отождествление себя с титульной нацией.


Политика государства не просто должна декларировать «многонациональность», но концептуально обосновать и продвигать идею единой российской общности – российской гражданской нации, срочно заполняя ее содержанием.


Причем речь должна идти не о замене этнической идентичности гражданской, а об их взаимном дополнении.


Должно сформироваться представление о России как об уникальной цивилизации, в рамках которой сложилась модель системного единства многообразных внутренне автономных социально-культурных сообществ.


История России имеет мало общего с историей колониальных империй Запада и Востока. У нее своя биография, в которой нашли отражение множество различных исторических судеб народов страны.


В связи с этим – относительно статьи законопроекта о русском народе. Утверждая объединяющую роль русского народа, содержание многих пунктов главы «О русском народе» фактически закрепляет далекую от демократизма иерархию народов, составляющих население России.


Содержащиеся в первом абзаце статьи 16 слова «русский народ признается государствообразующим» могут побудить определенные политические силы в национально-территориальных образованиях объявить государствообразующими соответствующие народы в своих республиках. Учитывая основную цель данного законопроекта – утверждение общегражданской идентичности, считаем целесообразным вышеуказанные слова исключить, с максимальной полнотой раскрыть важнейшую функцию государства – обеспечивать интересы граждан независимо от их национальной принадлежности. Если же речь идет об этнокультурных интересах, то обеспечение прав граждан на этнокультурное развитие определено во многих статьях законопроекта.


Реалии сегодняшнего дня убеждают нас в том, что более правильным будет не законодательное провозглашение одного из народов титульным на всей территории страны. Нужно приложить все усилия к тому, чтобы ликвидировать деление граждан единого государства, проживающих в национально-территориальных образованиях, на титульных и нетитульных.


С учетом сказанного понятие «общегражданская идентичность» полагаем возможным определить как «групповая идентичность, наполненная государственно-политическим смыслом и основанная на общих представлениях о месте страны в геополитическом пространстве, цивилизационном развитии, на представлениях о ресурсах страны, достижениях в культуре, исторической общности», и в соответствии с этим объектом государственной национальной политики Российской Федерации обозначить гражданина независимо от его национальной, расовой принадлежности или религиозных взглядов.