Апрель 15th, 2006 | 12:00 дп

Живая история

  • Гюльтекин АЛИЕВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Азербайджан богат историческими памятниками. Столетиями они создавались нашими предшественниками и превращались в предмет поклонения сотен тысяч людей, изучения учеными. Они как бы концентрируют вековые традиции развития человеческой культуры и нравственности и становятся символами духовности.

На 90-м километре пути из Баку в Шемаху находится один из самых близких к центру регионов – Гобустанский район. С расположенной в гористой, бедной на зелень местности начинаются земли древнего Ширвана. Жители его традиционно заняты земледелием, животноводством, о чем свидетельствует большое количество встречающихся по дороге зимних кошар и ферм.


Очень красивы эти места весной, когда сопки и горные склоны покрыты сочной изумрудной травой, расцвечены алым цветом огромного количества дикорастущего мака.


Сама природа причудливо изрезанного горного пейзажа навевает ощущение некой загадочности. Местные жители рассказывали нам о большом количестве таинственных пещер, подземных переходов и лабиринтов, сооруженных в седой древности. В окрестностях поселка Мараза сохранилось много исторических памятников, создававшихся в Средние века.


Главной целью нашего путешествия было ознакомление с одним таким уникальным сооружением – «Дири-Баба» («Живой Баба»). Уникальность и таинственность этого сооружения привлекала людей задолго до нашего времени. Свидетельством тому является интерес, проявленный к этим местам в разные времена такими выдающимися путешественниками и исследователями, как А.Олеарий, К.Де-Брюин, Б.Дорн, Ф.Деминский, Ширвани Бакуви, О.Челеби, М.Немат… У каждого из них была своя версия относительно назначения мавзолея и причин его строительства именно в этом месте. Строение не имеет архитектурных аналогов. Мавзолей состоит из двух этажей. На первом расположен просторный восьмиугольный коридор, из которого на второй этаж ведет узкая, крутая каменная лестница. На втором этаже находится большой, увенчанный большим круглым куполом зал.


Интрига, связанная с этим строением, таится не в том, кто его построил. Доподлинно известно (и запечатлено на одном из фрагментов), что построен он по указу Ширваншаха Ибрагима I в 1402 году. Вопросы возникают по поводу выбора места и относительно личности захороненного здесь человека.


Местные жители относятся к мавзолею как к святыне, он давно стал местом их почтительного паломничества. По мнению посетившего мавзолей в 1647 г. турецкого путешественника и географа Овлия Челеби, здесь был захоронен муэдзин Ибрагим I, тело которого не разлагалось после смерти, что являлось свидетельством его святости. По другой версии, мавзолей построен Ширваншахом Ибрагимом I в честь его соратника шейха Пир Магоммеда.


Особый интерес к памятнику проявили русские исследователи. На протяжении XVIII века его не раз посещали послы России в Иране Милославский и В.Позухин. Неоднократно бывал здесь и Ф.Деминский. Им была выдвинута очень оригинальная версия о захоронении здесь одного из сподвижников Христа святого великомученика Симона.


Одной из версий, выдвинутой М.Бахышевым и И.Сабировым, является предположение, тесно связанное с историей региона, а точнее – с периодом проникновения арабов в Азербайджан.

В Гобустанском районе есть село, которое называется Арабгадим. Жители села говорят о себе как о потомках арабов ведущих свой род от Атама (Гатама) ибн Амира, внучатого племянника пророка Мухаммеда, приведшего их в эти места и проповедовавшего ислам суфистского толка. По их утверждению он имел широкое влияние в Ширване. В исламской традиции суфизма был принят очень широко распространенный институт отшельничества, когда люди, претендовавшие на святость и духовное влияние, уединялись в пещерах и полностью посвящали себя общению с богом. К категории таких людей относился и Атам (Гатам) ибн Амир, который уединялся именно в той пещере, к которой примыкает мавзолей «Дири-Баба». В одном из таких уединенных мест Атам ибн Амир скончался. По-видимому, по прошествии некоторого времени по указу Ширваншаха Ибрагима I в честь Атама ибн Амира и был построен мавзолей – подлинный шедевр ширванской архитектурной школы. Он находится под охраной государства.