Апрель 15th, 2006 | 12:00 дп

Жизнь как творчество

  • «АК»
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

21 апреля 2006 года народной артистке Азербайджана, заслуженной артистке России Тамилле Заидовне Махмудовой исполнилось 75 лет
Писать о народной артистке Азербайджана, заслуженной артистке России Тамилле Заидовне Махмудовой сложно: трудно дать полную картину многогранности личности и красоты души этой прекраснейшей дочери азербайджанского народа. Со стороны жизнь Тамиллы ханум выглядит сказкой – красивая, талантливая, успешная, достигшая огромных профессиональных высот женщина, обласканная вниманием власть имущих.

Ее творческая деятельность и вклад в искусство отмечены высокой наградой России – орденом Почета и высоким орденом Азербайджана – «Шохрет» (орден Славы). Тамилла Заидовна работала и продолжает работать с прославленными дирижерами нашей эпохи и с лучшими музыкальными коллективами мира. Она дает концерты в самых престижных местах России – от Оружейной палаты Кремля до Рахманиновского зала Московской консерватории. Ей рукоплескали, восхищались и продолжают восторгаться ее талантом любители музыки во всем мире. Она встречалась и работала с множеством великих, вошедших в мировую историю людей – деятелей культуры, общественных и политических деятелей, одно только перечисление которых может занять не один десяток страниц.


Но мало кто знает, что за блеском и видимой легкостью успеха этой прекрасной женщины стоит ежедневный, упорный и кропотливый труд, жесткий самоконтроль и строгая самодисциплина.


Судьба отпустила Тамилле ханум множество своих щедрот: ум, красоту, обаяние, чувство юмора, талант музыканта, а главное – фантастическую работоспособность, благодаря которой и состоялась великая исполнительница.


Родилась будущая пианистка в Баку в семье врача, талантливого хирурга Заида Махмудова. Семья была очень музыкальна – отец будущей пианистки мастерски владел таром, а мама хорошо пела. Впервые Тамилла Махмудова увидела и на всю жизнь полюбила рояль в двухлетнем возрасте в доме своего деда в городе Шеки, откуда берет начало род ее отца. Семья Махмудовых богата на таланты. Младший брат отца Тамиллы ханум – известный писатель-комедиограф Сабит Рахман, именем которого названы театр и улица в Баку. А популярный композитор Эмин Махмудов – его родной сын и двоюродный брат Тамиллы ханум. Дети Тамиллы Заидовны успешные и признанные творческие люди: сын – талантливый журналист, а дочь – музыкант-концертмейстер.


Сама Тамилла Махмудова уже в раннем возрасте показала себя незаурядным, способным к музыке ребенком и была принята в десятилетнюю Бакинскую музыкальную школу для одаренных детей при Азербайджанской консерватории, где отлично училась все годы. Но беззаботное детство закончилось для девочки в одиннадцатилетнем возрасте. В первый год войны ее отец, военный хирург, погиб на фронте, и маленькая Тамилла стала, по существу, кормилицей семьи.


– Директор нашей школы Койкеб ханум Сафаралиева была депутатом Верховного Совета Азербайджана и добилась, чтобы нам, отличникам, платили стипендии – 175 рублей, это было очень много, – вспоминает Тамилла ханум. – Также мы получали рабочую карточку второй категории. Карточку первой категории получали рабочие на предприятиях, моя мама не работала и имела иждивенческую карточку. Кроме того, нас, учащихся, подкармливали, мы были прикреплены к столовой какого-то предприятия и после уроков нам в наши маленькие керамические плошечки выдавали кашу. Это было не столько благодаря нашему директору, сколько благодаря строю и государственной установке, которая в то время имелась. В школе мы были очень загружены: кроме общеобразовательных, у нас было еще 9 музыкальных предметов. С раннего возраста я занималась репетиторством, так, в 13 лет у меня были две ученицы, с одной я работала как репетитор, а вторую обучала игре на фортепиано. Мама этой девочки за каждый урок расплачивалась килограммом мяса. Для нашей семьи, состоявшей из четырех человек (с нами жили тетя и ее сын), это была роскошная жизнь. В четырнадцать лет я официально начала работать на Бакинском радио – аккомпанировала при проведении занятий утренней гимнастикой. Тогда не было магнитофонных записей, и каждое утро без выходных нужно было выходить в эфир.


Немаловажную роль в становлении Тамиллы ханум как выдающегося исполнителя играли ее учителя, сумевшие открыть и развить в ребенке заложенный природой музыкальный дар. Юной пианистке выпало счастье быть ученицей замечательного педагога по музыке Койкеб ханум Сафаралиевой. Преподаватель верила в способности и видела возможности своей подопечной, смело доверяла ей исполнение на публике сложных музыкальных произведений, а также первое исполнение многих произведений, ставших впоследствии классикой азербайджанской музыки.


Тамилле ханум Махмудовой не было еще пятнадцати лет, когда она стала непременным участником всех композиторских пленумов в Баку. Ее заслуженно уважали и ценили маститые музыканты Азербайджана.


После окончания школы Тамилла Махмудова поехала учиться в Москву, поступив в Московскую консерваторию сразу на второй курс. В Азербайджане она была уже известной исполнительницей, солисткой Республиканского радио – в пятнадцатилетнем возрасте девочка сыграла с оркестром Бакинской филармонии ля-мажорный Концерт Ф.Листа. Дирижировал маэстро из Москвы Лео Гинзбург. А к окончанию школы юная пианистка уже не раз выступала на публике с оркестром Азгосфилармонии с дирижерами Ниязи, Ч.Гаджибековым, Л.Гинзбургом. В ее активе было блестящее исполнение одного из сложнейших фортепианных произведений – Второго концерта Рахманинова.


В Москве талантливой девочке выпала счастливая возможность совершенствовать свой талант у народного артиста СССР, профессора Я.И.Зака. В классе у этого всемирно известного педагога формировался и оттачивался талант и исполнительское мастерство пианистки. Учеба в консерватории была еще одной ступенью испытания на прочность: жесткий режим жизни и расписанный по минутам график учебы, игры на фортепиано и непродолжительного отдыха.


А потом режим стал еще жестче: окончив Московскую консерваторию, Тамилла Махмудова поступила на учебу в очную аспирантуру и одновременно начала концертную деятельность солисткой Гастрольбюро СССР. В этой организации, неоднократно менявшей с годами свое название, Тамилла ханум работает свыше 52 лет. В 1955 году в составе делегации СССР молодая пианистка съездила на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Варшаву, где стала одной из сенсаций международного форума. Незабываемое выступление на фестивале стало началом зарубежных поездок молодой пианистки. Через месяц она гастролировала в Швейцарии, через три месяца в Индии, а через полгода в Англии. Тамилла ханум была первой артисткой из Азербайджана, начавшей так часто ездить по миру. Да и в России не многие исполнители могли похвастаться такой широтой гастрольной географии. Она объездила всю необъятную и некогда единую страну СССР, а заодно и еще 34 страны. Во многих из них она была первым исполнителем фортепианной музыки, а в Ботсване (1979 г.) и Объединенных Арабских Эмиратах (1988 г.) стала первым исполнителем из СССР.


Тамилла ханум никогда не дает себе поблажек, понимая, что по ней самой – ее внешнему виду, манерам, поведению и исполнительскому мастерству – судят о целой стране. Она достойно пронесла по жизни и продолжает нести возложенную на нее ответственность, никогда не позволяя себе опозданий, несобранности и небрежности – ни в творчестве, ни в жизни. Ни одно гастрольное выступление Тамиллы ханум не оставалось без благодарных зрительских оваций и восторженных отзывов в прессе. В жесточайшей конкуренции среди талантливых музыкантов Москвы она не только нашла свой собственный путь в искусстве, достигла больших высот, но и продолжает пребывать на музыкальном Олимпе. Тамилла ханум не останавливается на достигнутом, продолжая и по сей день концертировать, открывая слушателям все новые грани своего таланта. При выборе симфонических программ выдающаяся пианистка часто отходит от стандартных схем, включая в репертуар редко исполняемые музыкальные произведения, многие из которых впервые прозвучали в нашей стране в ее исполнении. Она является не только блестящей исполнительницей, но и страстной пропагандисткой музыкальных произведений азербайджанских композиторов, многие из которых явились открытием для российской публики по инициативе Тамиллы ханум.


Несколько лет назад она удивила и поразила публику исполнением сложнейших музыкальных произведений на клавесине. Кроме того, эта выдающаяся женщина находит время и силы для написания литературных произведений различных жанров. Рецензии на концерты, рассказы о творчестве композиторов или собственные мемуары написаны легко, образно, остроумно и интересно. Как и со сцены во время исполнения музыкальных произведений, Тамилла ханум со страниц написанных ею статей, рассказов, очерков устанавливает контакт с читателями, расширяет их кругозор, приобщая к миру прекрасного.


Последние десятилетия концертную деятельность Тамилла Заидовна Махмудова успешно совмещает с преподаванием, являясь профессором музыкального факультета Московского государственного педагогического университета. Своим студентам она передает обширные знания, богатейший опыт и верность традициям Московской консерватории. Среди ее воспитанников немало талантливых музыкантов, уже начавших собственную концертную деятельность.


Несмотря на то что большую часть своей жизни Тамилла ханум прожила в Москве и внесла колоссальный вклад в дело процветания и развития российского музыкального искусства, она никогда не теряла связи со своей родиной, часто концертировала в Азербайджане и многое сделала для пропаганды культурного наследия Страны огней.

– Я всегда была и продолжаю оставаться горячей азербайджанкой, – без позерства и пафоса говорит великая пианистка, – и горжусь, что уже много лет достойно представляю в России нашу нацию, часто критикуемую в последнее время. И если в такой атмосфере я продолжаю концертировать, на мои выступления приходит много публики, меня ценят и уважают, это моя гордость и радость!