Апрель 15th, 2006 | 12:00 дп

Журнал непростой эпохи

  • Манаф АГАЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Начало XX века – сложная, противоречивая, богатая важными событиями эпоха в истории Азербайджана. Никогда прежде политические процессы не проходили столь стремительно и бурно. Азербайджан, в сущности, перестает быть «окраиной» России, Баку становится вратами в мир пробуждающейся Азии, одним из крупнейших промышленных центров, откуда каждое выступление многонационального пролетариата мощным эхом прокатывается по всей царской империи.

Биография Джалила Мамедкулизаде отражает вехи жизненного пути, проделанного типичным интеллигентом-просветителем того времени. Вступив в жизнь из бедной и религиозной семьи, он из Нахичевани отправляется в Закавказскую горийскую учительскую семинарию, после окончания которой около 10 лет преподает в учебных заведениях Эриванской губернии и в селении Неграм, недалеко от Нахичевани. В начале века он приезжает в Тифлис, где начинает сотрудничать в газете «Шарги-Рус» (Восточная Россия), в которой и был опубликован один из лучших его рассказов «Почтовый ящик».


Художественное творчество Дж. Мамедкулизаде многогранно. Оно включает в себя рассказы, повести, новеллы, драмы и публицистику. Продолжая традиции критического реализма М.Ф.Ахундова, Дж. Мамедкулизаде обращается к жизни простого народа, забитого крестьянина, ополчается против всего, что мешало ему жить свободно и без лишений, что уродовало и оскорбляло человеческое достоинство.


Революция 1905 года создала условия и дала мощный толчок росту национальной печати. После закрытия газет «Экинчи», затем «Кешкюль», «Зия», в 90-х годах XIX века – начале XX века попытки прогрессивной интеллигенции создать новые органы печати на национальном языке терпели неудачи.


Но уже в период между 1906 – 1919 годами стало издаваться множество газет и журналов различных идейно-политических направлений. Самым ярким и востребованным среди них становится сатирический журнал «Молла Насреддин». Азербайджанская общественная мысль начала XX века, получив своеобразное «европейское образование» и обогатившись европейскими, русскими прогрессивными идеями, образами, жанровыми формами, выдвигается в роли посредника, идейно-художественного обновителя литератур целого ряда народов Востока. Происходит, таким образом, сложный комплексный процесс: азербайджанская литература, творчески продолжая национальные классические традиции, активно усваивает европейский русский художественный опыт, одновременно принимает деятельное участие в развитии других литератур, в первую очередь – российского Востока.


«Молла Насреддин» имел сатирическую направленность. Его жанры составили «беседы», «шутки», «объявления», «фельетоны», «телеграммы», «анекдоты», «сатирические стихотворения», «рассказы». «Молла Насреддин» оказался центром демократической мысли Азербайджана, он быстро завоевал уважение и признание широчайшей аудитории России и зарубежного Востока. Журнал был обращен лицом ко всему народу, ко всему азербайджанскому обществу. Его кредо, его манифест, его программа были четко выражены в первом же слове «Моллы Насреддина», с которым он появился на свет. Стоит его привести, ибо это было поистине историческим словом.


«О мои братья-мусульмане! Коли вы услышите от меня нечто смешное и, распустив рот до ушей, закрыв глаза, будете хохотать так, что у вас того гляди лопнут от смеха кишки, потом будете вытирать не платком, нет, полой рубахи проступившие на глаза слезы и посылать проклятия шайтану, не подумайте, что смеетесь над Моллой Насреддином. О мои братья мусульмане! Если вы захотите узнать, над кем смеетесь, положите перед собой зеркало и внимательно всмотритесь в свое изображение».

Это слово было произнесено Моллой Насреддином 6 апреля 1906 года. Это был день рождения «Моллы Насреддина». Это был голос Джалила Мамедкулизаде, М.А.Сабира и многих других прекрасных азербайджанских поэтов и писателей.