Май 15th, 2006 | 12:00 дп

История и новь Каспара

  • Хадиджа ОРДУХАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Сегодня это крупная судовладельческая компания, располагающая мощным флотом и суперсовременными универсальными судами
День ото дня растут масштабы экономического сотрудничества Азербайджана с Россией. И огромную роль в этом сотрудничестве играет наше общее пространство – Каспийское море, где экономически главенствует Каспийское морское пароходство.

Когда попадаешь в здание Азербайджанского государственного каспийского морского пароходства, когда репортерские задания приводят на суда Каспара, проникаешься ощущением, что это другой, притягательный мир, и его заполняют иные люди, в нем главенствует море, любовь, поклонение Каспию, стремление своим трудом угодить Хазару. Редко в каком ведомстве так чутко откликаются на просьбы корреспондентов об интервью, информации. В Каспаре же отдел информации и печати значительно отличается от своих других собратьев. Его руководитель Вюгар Садыгов на просьбу корреспондента «АК» оказать помощь в подготовке статьи о Каспаре откликнулся оперативно и терпеливо помогал во всем…


Каспийскому морскому пароходству через полтора года исполнится сто пятьдесят лет. История же судоходства на Каспии уходит в тысячелетнюю глубь, свидетельства тому и наскальные рисунки в Гобустане, и пиктоглифские наскальные изображения, и свидетельства отца истории Геродота, и научные труды Тура Хейердала. Предшественником Каспара было акционерное общество «Кавказ и Меркурий», основанное Сенатом России 21 мая 1858 года, оно обслуживало перевозку грузов из Средней Азии и Ирана через Каспийское море, Волгу и Куру. Управленческий аппарат «Кавказа и Меркурия» находился в Санкт-Петербурге, в декабре 1859 года был переведен в Баку, в его Каспийское отделение. Торговые перевозки по Каспию получили размах во время бурного развития выработки нефти, а до этого нефть из колодцев добывалась ведрами, в города и районы Азербайджана, на Кавказ, в Россию, Иран и Среднюю Азию ее доставляли в бараньих шкурах. С XVI века нефть грузили уже бочками и на деревянных суденышках отправляли из Баку в Астрахань, Иран. Идея перехода от погрузки нефти в бочках в прямую заливку в изобретенные к тому времени танкеры (крупные железные цистерны) принадлежит Д.Менделееву. Она возникла во время пребывания великого химика в Баку в 1863 году. Претворение идеи в жизнь шло долго и было осуществлено, когда место деревянных баркасов заняли корабли из железа и стали.


Сегодня Азербайджанское государственное каспийское морское пароходство – крупная судоходная компания на Каспийском море, в ее состав входят транспортный, дноуглубительный и служебно-вспомогательный флот, судоремонтное производственное объединение «Каспморсудоремонт», учебные, снабженческие и агентирующие организации. Каспар в период становления независимого, суверенного Азербайджана прошел нелегкий путь. Разрушалось, разбазаривалось многое, были определенные силы, которые приложили максимум усилий для ослабления позиций Азербайджана на Каспийском море. Каспар лишился таких танкеров, как «Никифор Рогов», «Рухулла Ахундов», многих производственных и социальных объектов. В 2002 и 2003 годах пароходство приобрело суда «Маэстро Ниязи», «Профессор Азиз Алиев», «Джалил Мамедкулизаде», модернизировало водовозное судно «Инженер Мустафа Али», который пополнил ряды танкеров. В 2004 году Каспар получил самый крупнотоннажный танкер на Каспийском море, флагман пароходства «Президент Гейдар Алиев», танкер «Бабек», к конвейеру грузоперевозок в 2005 году подключилось судно «Шах Исмаил Хатаи», в 2006 году еще два танкера пополнили флот Каспара.


АГКМП сегодня – крупная судовладельческая компания, располагающая мощным транспортным, танкерным и сухогрузным флотом суперсовременными универсальными судами типа «Ро-Ро», мощными морскими железнодорожно-пассажирскими паромами. Рост Каспара связывают с именем его начальника Айдына Баширова, который прошел путь от матроса до капитана дальнего плавания в транспортном флоте Каспара. А.Баширов окончил Бакинское морское училище, Одесское высшее инженерно-морское училище, на должность начальника пароходства назначен 19 августа 1994 года указом президента Азербайджана Гейдара Алиева. За эти годы Айдын Баширов добился и крупного международного признания, он лауреат IV Международного конкурса «Человек года на транспорте», президент Международной ассоциации судовладельцев Черноморского бассейна, имеет высшую награду в номинации «За заслуги перед человечеством» в «Награде тысячелетия», его имя под номером 61 как лауреата этой премии включено в Международный регистр выдающихся личностей современного мира, в 2005 году ему вручена Международная премия мира и консолидации тюркоязычных народов «Деде Горгуд – Великий путь» за особые заслуги награжден орденом Славы Азербайджанской Республики, Каспару и его начальнику в прошлом году вручен международный приз Европейского центра маркетинговых исследований – «Золотой трофей Трансбизнес-2005».


– Айдын Агалиевич, столь высокие достижения за такой короткий период, конечно, впечатляют. Понятно, что за всем этим стоит огромный труд каспаровцев, умелое управление и все-таки хотелось бы услышать ваше мнение, получить ваши комментарии, приобщиться к кораблю, который ведет капитан Баширов…


– Начальником пароходства я был назначен президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым – политиком мирового масштаба, нашим общенациональным лидером, тем редким руководителем, который прекрасно знал отрасли экономики Азербайджана, в том числе и пароходства – еще в советский период он сделал многое для его развития, именно при нем наш флот пополнялся современными судами. Я все это знал и верил, что Гейдар Алиев не допустит развала пароходства, который имел место на Черном и Балтийском морях, других флотских регионах. Во-вторых, я, как капитан дальнего плавания, не мог оставаться безразличным к тому положению, которое сложилось в пароходстве с такими традициями, с такой богатейшей историей. Безусловно, было трудно – на счету пароходства оставались сущие копейки, околофлотские люди «успешно» пользовались отсутствием в республике закона о приватизации, кроме того, в конце 1994 года Россия закрыла внутренние воды для азербайджанских судов. Были и те, кто предлагал разделить флот на три составные части, вывести из эксплуатации старые суда, с молотка ушли и береговые объекты. Долго перечислять, но мы справились с проблемами, встали на тот путь созидания, которого достоин Каспар.


Нашим самым крупным успехом я считаю то, что мы сумели сохранить коллектив пароходства, а составляют его, поверьте, люди преданные своему делу, в Каспаре и сегодня работают потомственные моряки, судостроители, инженеры – это наша традиция. С благословения Гейдара Алиева в 1996 году была открыта Азербайджанская государственная морская академия, годом раньше Азербайджан стал членом Международной морской организации, пароходство в наши дни является членом многих престижных международных комитетов, ассоциаций. В Каспаре за эти годы мы добились динамики грузоперевозок, повышения их тоннажа уменьшения входов-выходов в лиманы, решили вопрос ремонта судов, обеспечения запчастями, более того, на судоремонтных заводах начали их собственное производство. Рос грузооборот, улучшалось материальное состояние, и мы решили, что пришла пора покупать новые суда, стали вести переговоры с судостроительными заводами разных стран и начали сотрудничество с российским заводом «Красное Сормово».


Кстати, 100-летие первого в мире дизель-электрохода «Вандал» сормовцы приурочили в 2003 году к спуску на воду танкера каспаровского танкера «Профессор Азиз Алиев». Как тут не сказать о связи времен, о необычности нашей профессии – «Вандал» был в 1941 году передан Каспару, в годы ВОВ перевозил бакинскую нефть. Он затонул во время шторма, был поднят, восстановлен, многие годы работал на Куре, сейчас это музей. Наше сотрудничество с заводом «Красное Сормово» имеет и историческую, и экономическую базу, только в начале прошлого века на заводе был создан мощный и один из крупных караванов судов для засыпки нефтеносного участка Бибиэйбатской бухты, в 30-х годах были построены для нас гигантские по тем временам нефтевозы, сормовичи в 1950 году сдали нам танкер «Ази Асланов», который был лучшим среди судов этого типа. Многие суда достраивались в Баку, сормовичи работали вместе с азербайджанскими судостроителями, дружили семьями, приезжали на лето отдохнуть у старых-новых друзей. Флот Каспара пополняется судами «Красного Сормова» и сегодня, по заключенным контрактам будет пополняться и в будущем.


Благодаря Евроазиатскому транспортному коридору пароходство получило возможность интегрироваться в мировую транспортную систему и на восточном, и на западном направлениях. Коридор имеет протяженность 11 – 12 тыс. км, он конкурирует с Северными транспортными коридорами, с Южным. В последнее время стал действовать международный транспортный коридор Север – Юг, который уже становится альтернативой коридору Азия – Европа – Азия.


В Каспаре Евроазиатскому транспортному коридору придают первостепенное значение, и мы активно участвуем в реализации региональных проектов в рамках программы TRACEKA, при этом принимаем определенные организационные меры для обеспечения перевозок, повышения их качества. Хорошие перспективы мы видим и в будущем: это прокладка трансконтинентальной автомагистрали Китай – Киргизия – Узбекистан, связывающей Китай с портами Каспийского моря, дальнейшее развитие перевозок, увеличение транспортного потока на действующих паромных линиях. Все перечисленное – часть нашей работы, часть жизни нашего пароходства, определены у нас и приоритеты будущего, и я уверен, что расцвет Каспара будет продолжаться, крепнуть, наш корабль на верном пути, и путь этот преодолевают, украшают каспаровцы – особая порода бакинцев.