Май 15th, 2006 | 12:00 дп

Культура спасет мир

  • Хадиджа ОРДУХАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 1,50/5 (2)
Loading ... Loading ...

Если мир защитит высокую духовную культуру
Птица Симург в азербайджанской мифологии, сказках, сказаниях издревле была символом возрождения красоты, добра и справедливости. Хотя она связана с евразийским мифом об орлоподобной птице, ее можно считать традиционной частью и национальной идентичности – в азербайджанских коврах, миниатюрах, поэзии она занимает особое место, поэтически олицетворяя древо жизни.

Симург – символ возрождения позабытого старого и становления всего того нового, что может принести процветание, благо. И организаторы Ассоциации культуры Азербайджана, учредив в 1990 году свое общество, название выбрали точное – в тот небольшой, но очень сложный исторический отрезок времени, когда республика находилась на пороге принятия независимости, культура Азербайджана нуждалась в возрождении своего древа жизни. Это была не узкопрофильная организация по культуре, а первая многоотраслевая неправительственная организация, целью которой стало гражданское содействие формированию в Азербайджане демократического общества и правового государства. Демократия, право, культура – эти понятия, которые в республике имели место в ту или иную историческую эпоху, требовали наполнения новым, современным содержанием, что предполагало возрождение, обновление культуры, ее традиций. «Симург» взял на себя миссию содействовать демократии и модернизации национальной культуры, образования, интеграции в мировую культуру, участвовать в международном сотрудничестве.


Ассоциация культуры Азербайджана стремится содействовать распространению ценностей демократии, утверждению верховенства закона, уважения к личности. «Симург» разрабатывает соответствующие программы, проекты, которые уже находятся в действии. Их цель – раскрыть ценности демократической культуры и гражданского общества, образования и просвещения. В этих целях «Симург» организует культурологические, социологические, маркетинговые исследования, тематические тренинги и семинары, фокус-группы, международные конференции, содействует изданию монографий, учебных пособий и тому подобного. Тренинги и семинары носят практический характер и адресованы тем, кто хотел бы получить конкретные знания по таким предметам, как культура демократии, социальная этика, культура мира и толерантности, этика бизнеса, правовой и экологической культуры, культура производства и потребления и многое другое.


Одно из направлений «Симурга» – научно-исследовательская работа. Наши ученые опубликовали десятки работ по истории и теории азербайджанской и мировой культуры, выступали на десятках международных форумов. Ассоциацией изданы такие книги, как «Культурология», «Содействие формированию новой культурной политики в Азербайджане», «Культура Норвегии в контексте мировой цивилизации», «Что такое культура мира?» и другие.


Основатель «Симурга» Ф.Т.Мамедов – профессор Академии государственного управления при президенте Азербайджанской Республики, доктор исторических наук, академик Российский академии педагогических и социальных наук, член ряда международных академии и форумов. Он по праву считается основателем культурологии в республике, автор и составитель около 200 научных и научно-просветительских работ по истории и теории культуры. Фуад Тейубович руководит постоянным культурологическим семинаром «Культура и общество», создал единственный в республике инновационный культурологический курс «Культура управления», на котором изучаются опыт управления демократических стран, достижения мировой цивилизации, культуры. Практическая работа профессора успешно сочетается с научными исследованиями – он побывал с докладами и сообщениями по проблемам истории и теории культуры, науки, управления на международных форумах в 26 странах мира.


Первый республиканский научно-практический культурологический семинар «Культура Азербайджана на рубеже XXI века», в котором приняли участие депутаты Милли Меджлиса, сотрудники министерств и ведомств, ученые, преподаватели и студенты, руководители общественных и религиозных организаций и многие другие, имел большой успех – как практический, так и научный. Ассоциация культуры «Симург» вышла на международный уровень, а в республике к ее деятельности привлекаются сотрудники нефтяного консорциума, дипломатических миссий, международные фонды, муниципалитеты, руководители неправительственных организаций, религиозные деятели. Ассоциация в своей «Школе менеджмента и бизнеса», «Школе сестер милосердия», на специальных курсах по культурологии подготовила десятки экспертов, так что «новообращенные» у ассоциации уже есть, и они, можно не сомневаться, привлекут других активистов культурологии.


А нужда в распространении новейших культурологических знаний, вообще о культуре демократии, экономики, экологии, правовой адаптации населения к демократическим процессам огромна. Культурология – одна из сфер, которая способна активно помогать госструктурам, вузам, законодательной и исполнительной власти в просвещении населения, в понимании, осмыслении сущности демократии, умению мыслить и действовать в рамках этики, сообразно национальному характеру. Ассоциация учредила «Общество культурологов Азербайджана» и Международный форум культуры гражданского общества, которые координируют усилия НПО, госструктур, бизнес-структур. Немало у «Симурга» и партнеров: это различные Фонды культуры, мира, вузы, НАНА, творческие и цеховые союзы, центры, объединения, школы, музеи, академики, теологи, доктора наук и многие другие.


«Главное национальное богатство страны – это ее культурный потенциал и прежде всего – высококультурный человек, – говорит посол мира Фуад Мамедов. – Высокая культура – истинный критерий абсолютной ценности личности и своеобразный мандат, гарантия, с которыми человек входит в цивилизованное сообщество людей. Культурологическое просвещение нацелено на изучение, освоение богатейшей и собственной, и мировой культуры, философии и устоев жизни различных народов».


Когда анализируешь сущность конфликтов в современном обществе, то понимаешь, что причина их и в конфликте культур. В разрешении их немаловажную роль смогут сыграть культурологические технологии миротворчества. Такой подход в разрешении объективных противоречий становится, на мой взгляд, разумной альтернативой политологической концепции «столкновения цивилизации» С.Хантингтона.


Если мы хотим создать прочный фундамент общенациональной культуры в масштабе страны, мы должны оценивать человека по его культуре, жизненным принципам, ценностям, и тогда вопрос об индивидуальной культуре личности приобретает общенациональное значение. Неправильное, далекое от принципов высокой культуры управление порождает зло, ведет к вырождению народа и его нежизнеспособности. Именно правительство во многом определяет процессы формирования культуры человека, как показывает мировой опыт. При этом мировой опыт свидетельствует, что демократия – наиболее оптимальная модель социально-политического устройства в современном мире. Но и демократия таит в себе социальную опасность – если она не обеспечена верной политикой и системой управления. «И я уверен, – отмечает Фуад Мамедов, – что гармоничное гражданское общество может быть построено тогда, когда в нем будет достигнут высокий уровень культуры и ответственности личности, культуры управления в каждой стране. Лишь высокая духовная культура спасет мир, если мир защитит культуру».