Май 15th, 2006 | 12:00 дп

Натаван исполнила Натаван

  • Фазиль АЛЕСКЕРОГЛУ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Профессор Васиф Адыгезалов – композитор неординарного и многогранного дарования, вписавшего яркие страницы в музыкальную культуру Азербайджана. Будучи учеником великого Кара Караева, он много делает для сохранения и приумножения традиций азербайджанской классической музыки. Вполне понятно, что, когда из Турции обратились с просьбой к азербайджанским композиторам написать музыкальное произведение, посвященное историческим событиям страны, выбор единогласно пал на Васифа Адыгезалова.

«Чанаггала» стала своеобразным свидетельством уважения к мужеству и стойкости братского народа, символом его борьбы за свободу своего Отечества, метафорой стойкости всех тюрок. Теперь эта оратория в исполнении президентского оркестра Турции звучит каждый раз, когда страна отмечает памятный день битвы под Чанаггала. В сознании композитора те события как бы наложились на то, что происходило и происходит по сей день в его родном Карабахе. И как говорит сам автор оратории, ее создание подвигло его на обращение к еще более крупной музыкальной форме. Именно так началось рождение оперы «Натаван», премьера которой прошла в Азербайджанском государственном академическом театре. Партию Натаван впервые исполнила молодая певица Натаван, беседу с которой предлагаем вниманию читателей «АК».


– Начну с того, что впервые эта опера увидела свет в 2003 году и прочно вошла в репертуар нашего театра. Но время сказалось если и не на самом спектакле, то на его составе – он помолодел. Что такое сегодня Карабах для каждого азербайджанца, говорить не приходится. И я бы сказала, что сердцем, душой Карабаха является поэтесса Натаван, боровшаяся за свою Родину. Ее боль за отчий край передается всем, кто сидит в зале. И знаете, мне кажется, что цветы, может быть, зрители несут не только мне, а еще и той Натаван…


– Наши читатели еще не очень хорошо вас знают, вы пока только вступаете на большую сцену, расскажите о себе.


– На большой сцене я не дебютантка. Пела партии Гюльнар («Вагиф»), Дильбяр («Севиль»), Гюльзар («Шах Исмаил»), Золушки («Золушка»). Выступала с такими прославленными артистами, как Азер Зейналов и Яшар Нури, в комической опере Узеира Гаджибекова «Аршан мал алан». Кстати, мы с этой оперой выезжали на гастроли и фестивали, нас там очень хорошо принимали. Петь я начала примерно в 15 лет. Училась в музыкальной школе на фортепиано и одновременно занялась вокалом. В 19 лет я поступила в класс Светланы Мирзоевой. Это прекрасный педагог, почти 35 лет проработавшая в театре. А в театр я попала еще студенткой. Это было в 2001 году, тогда училась на третьем курсе консерватории. В те времена каждый год хормейстеры-дирижеры сдавали выпускные экзамены. И вот на один из экзаменов пригласили и меня спеть вместе с хором отрывки из разных произведений. Экзамен принимал Ялчин Адыгезалов. После прослушивания он решил, что меня надо бы попробовать в партии Дильбяр в опере «Севиль». Я, конечно, долго готовилась и в 2002 году первый раз исполнила эту партию. После этого спела в опере «Кот в сапогах», потом в «Шахе Исмаиле», «Золушке». А потом меня приняли в штат.


Над «Натаван» я работала долго. И мне кажется, что работа еще не закончена. Музыка этого произведения безумно красива и очень органично переплетается с литературным сюжетом. Опера написана прекрасно, и главное, сюжет очень сильно воздействует на меня. Мне понятны переживания героини, наверное, эти сопереживания тоже помогают моему исполнению.


Вы знаете, я утром просыпалась под звуки мелодий этой оперы и ложилась под эти звуки. Мне кажется, что она жила во мне всегда. У меня родилось чувство ответственности. Сама перед собой я поставила задачу найти в этой музыке такие нюансы, открыть в ней такие новые оттенки, чтобы она с каждым разом звучала все интереснее.


– Что вам помогло справиться с этой непростой ролью?

– Прежде всего сама музыка. Композитор Васиф Адыгезалов в этом произведении превзошел самого себя. И, конечно, само историческое событие… Вновь звучит голос Хуршудбану, ее призыв «спасите Шушу», вновь разрушения, вновь пожары. Мы потеряли Карабах, но готовы его вернуть. Главное, жив дух народа. Хуршудбану Натаван – дочь правителя Карабаха Джаванширхана, которую народ называет Хан гызы. Талантливейшая поэтесса, знающая несколько языков, образованная. Она посетила Владикавказ, Дагестан, Ширван, Баку, Гянджу, Нахчыван. Это необыкновенной внутренней красоты человек. Все это следовало воплотить на сцене. «Ни один клочок земли никогда и никому не будет отдан. Это земля моих предков, никогда не отдадим ее неблагодарным», – восклицает моя героиня. Этот призыв отзывается сегодня в сердце каждого азербайджанца.