Июнь 15th, 2006 | 12:00 дп

Шалом значит салам

  • «АК»
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Почему для развития еврейско-мусульманского сотрудничества выбор пал на столицу Азербайджана?
Недавно в Баку побывала большая делегация представителей Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК) и Конференции президентов еврейских организаций США; в ее составе был и ряд израильтян, в том числе – группа журналистов. Целью столь представительного визита известных еврейских деятелей в мусульманскую страну было развитие еврейско-мусульманского диалога, организованного президентом Евро-Азиатского Конгресса Александром Машкевичем.

Евро-Азиатский Еврейский Конгресс – это международное неправительственное объединение еврейских организаций и общин всех 12 стран СНГ, а также Болгарии, Словении, Македонии, Монголии, Японии, Индии, Австралии (Океании) и Новой Зеландии. Таким образом, ЕАЕК объединяет еврейские общины стран Евразийского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, в которых проживает не менее двух миллионов евреев. Одна из особенностей ЕАЕК состоит в том, что в его ведении находятся еврейские общины, живущие в странах с преимущественно мусульманским населением. Поэтому инициатива еврейско-мусульманского диалога, выдвинутая Александром Машкевичем и последовательно реализуемая под его руководством не только естественна и необходима, но и чрезвычайно актуальна в наше тревожное время, характеризуемое жестким противостоянием между радикальным исламом и западной цивилизацией. Перед делегацией стояла и задача повышения качества контактов с еврейством Азербайджана.


В Баку у президента ЕАЕК Александра Машкевича специально для «АК» взял интервью главный редактор израильской газеты «Спутник» Марк Горин.


– Александр Антонович, ситуация в мире, это очевидно, с каждым днем все напряженней. Понятие «война цивилизаций», еще недавно звучащее как цитата из фантастического романа, превращается не только в нормативное понятие, но едва ли не в каждодневную практику…


– Да, действительно, то, что сейчас происходит в мире, нас очень тревожит. В Евро-Азиатский Еврейский Конгресс, президентом которого я являюсь, входит целый ряд стран с преимущественно мусульманским населением. Так что мы знаем болевые точки, проблемы этих стран и все геополитические тенденции. Общие проблемы и беды, увы, затрагивают как каждую отдельно взятую страну, так и, к величайшему сожалению, конкретных людей. В результате собственных наблюдений и анализа ситуации я пришел к невеселому выводу, что в мире сегодня существует хорошо продуманная, выверенная и четко реализуемая тенденция, направленная на создание конфронтации между «исламским миром» и западной цивилизацией. Проблема, убежден, надуманная. Перед нами однозначно искусственно организованная акция: мы видим, как радикализируются воззрения ряда исламских лидеров, оказывается влияние на исламское население, создается массовый психоз. Это – выверенная и подготовленная кампания, ставящая перед собой сугубо политические цели. Я подсчитывал, из миллиарда двухсот миллионов приверженцев ислама радикально настроенных мусульман – лишь незначительная доля процента. Я вырос среди мусульман, я с ними работаю и работаю в их странах. В отдельно взятом мусульманине нет ничего отрицательного или непримиримого по отношению к евреям, французам или американцам. Просто мы должны максимально уважительно друг к другу относиться. Скажем, карикатура датского художника – совершенно неправильный шаг. Надо уважать те святыни, которым люди поклоняются. Не надо оскорблять и провоцировать ни одну из религий. Надо изучать историю, обычаи друг друга, знать, что приемлемо для другого, а что нет. И соответственно вести себя.


– Чем обусловлен выбор Баку для дальнейшего развития еврейско-мусульманского диалога?


– Мы давно думали о визите в Азербайджан Конференции президентов еврейских организаций США, потому что это одно из мест, где еврейская община живет сотни лет. Азербайджан – мусульманская, шиитская страна. Он граничит с Ираном, где живет 30 миллионов азербайджанцев. И здесь – ярчайший пример толерантности и межнационального согласия в момент новой волны противостояния между Востоком и Западом. Президент Азербайджана приезжает в поселок Красная Слобода, где живут горские евреи, и заявляет: «Евреи – мои братья!» Это – лучший ответ на ваши вопросы. Азербайджан отличается очевидным отсутствием антисемитизма (что сегодня встречается нечасто) и даже, не побоюсь сказать, симпатией к живущим здесь нашим соплеменникам.


Я провел в этих краях немало лет, по собственному опыту знаю то, о чем вы сейчас говорите, и могу засвидетельствовать сказанное лично. Дело, разумеется, не только в том, что властные структуры республики проявили искреннее внимание и к приехавшим лидерам еврейских организаций, и к тем целям, которые стояли перед этим визитом, а делегацию принимал президент Азербайджана Ильхам Алиев, – официоз далеко не всегда отражает истинное положение вещей. Дело в не меняющейся сути отношений между евреями и мусульманами, естественной для этой республики. Вот несколько характерных штрихов. Геннадий Зельманович, лидер еврейской – ашкеназской – общины Баку (а фактически – всей республики), выступивший инициатором строительства новой синагоги, появившейся недавно в этих краях, рассказывал мне, что деньги на ее возведение дали и глава мусульман Кавказа (его резиденция находится в Баку) шейх уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, и владыка Александр, глава Русской православной церкви в регионе… К сказанному вами хочу добавить, что вице-президент Конференции президентов еврейских организаций США Малькольм Хоенлайн с удивлением заметил, что когда он несколько раз задавал своим собеседникам вопрос о наличии в Азербайджане антиизраильской пропаганды, те не могли понять, о чем он спрашивает. И это неудивительно: единственный факт издания антисемитской литературы – перевод «Майн Кампф» на азербайджанский. Как только об этом стало известно, тираж, а вместе с ним и автор перевода, он же издатель, были арестованы. Еврейские школы здесь характеризуются довольно высоким конкурсом (два-три человека на место) и высококачественным образованием. Принимая нашу делегацию, шейх подчеркнул важность приезда руководителей еврейских организаций. Но заметил, что «некоторые силы хотели бы, чтобы в Азербайджане были какие-нибудь противоречия в религиозном плане, однако та закалка, которая у нас есть, братские, дружеские отношения, не дали этим силам почвы для зарождения таких явлений».


Президент Азербайджана Ильхам Алиев безоговорочно осудил последнюю пропагандистскую инициативу Ирана – объявление конкурса карикатур о Холокосте.

Да, и это было услышано и высоко оценено нормальными людьми во всем мире. Толерантность, веротерпимость, присущая азербайджанскому межэтническому и межконфессиональному климату позволяют евреям и мусульманам в Азербайджане относиться друг к другу так, как это, увы, пока мало где происходит. И если это возможно и естественно здесь, если так же, насколько мне известно, обстоит дело в Казахстане, да и другие примеры можно найти, значит – это возможно в принципе, как бы ни желали обратного те, кого нормальные люди, в том числе и мусульмане, воспринимают со страхом и отвращением.