Июль 15th, 2006 | 12:00 дп

Недописанная симфония

  • Хадиджа ОРДУХАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Сын дописал последнюю симфонию отца и мечтает услышать ее в Москве
Исмаил Гаджиев был участником Форума азербайджанской интеллигенции мира, который состоялся в Анталье, – представлял канадскую диаспору. По дороге, как говорится, заехал в Баку, где бывает не так часто. Но этот приезд был долгим и приятным – о нем писали газеты, приглашали телеканалы, он много времени уделил общению с мамой – знаменитой танцовщицей Аминой Дильбази, братом Микаилом.

Побывал на концерте Йо Йо Ма, знаменитого виолончелиста мира, в чьем исполнении впервые в Азербайджане прозвучало «Мугам сайагы» – сочинение известного на Западе азербайджанского композитора Франгиз Ализаде. И.Гаджиев и сам успел дать концерт с Симфоническим оркестром им. Уз.Гаджибекова в Азербайджанской государственной филармонии. Приезд в Баку связан еще с одним проектом, над которым Исмаил работает вместе с Микаилом, – это учрежденный ими Международный центр универсальных культурных ценностей, цель которого – сближение культур Востока и Запада.


Исмаил Гаджиев – дирижер Оперного театра в Торонто, он организовал камерный оркестр «Шелковый путь», который исполняет музыку азербайджанских композиторов. В прошлом году вместе со своими коллегами-единомышленниками провел в Торонто музыкальный фестиваль восточной музыки, в котором участвовали музыканты из Азербайджана, Турции, Ирана, Пакистана, Индии. В планах – проведение концертов в Нью-Йорке и Вашингтоне, на них будут приглашены известные азербайджанские музыканты, живущие и работающие в США. Сейчас он работает над проектом концертов «Шостакович и его азербайджанские ученики – Кара Караев и Джевдет Гаджиев». В этом проекте выразил желание участвовать главный дирижер Национального симфонического оркестра Канады Борис Брод. В июле в Канаде пройдет международный фестиваль, посвященный 250-летию Моцарта, который откроется произведением Исмаила Гаджиева «Концертино в классическом стиле».


Исмаил Гаджиев – сын выдающегося азербайджанского симфониста Джевдета Гаджиева, который, как и великий азербайджанский композитор Кара Караев, был учеником Дмитрия Шостаковича. При встрече с корреспондентом «АК» Исмаил Джевдетович говорил о той роли, которую сыграл этот уникальный музыкант не только в судьбе Джевдета Гаджиева, но и самого Исмаила.


Дмитрий Шостакович, чье столетие со дня рождения отмечает весь мир, оставил глубокий след в истории азербайджанской музыки. С тридцатых годов он приезжает на гастроли в Баку, участвует в обсуждениях произведений азербайджанских композиторов, он – неизменный гость на частых декадах русской культуры. Однако главной заслугой Д.Шостаковича следует считать подготовку в классе композиции в Московской консерватории учеников из Азербайджана – Кара Караева, Джевдета Гаджиева, Эльмиры Назировой, стажировку Солтана Гаджиева.


Исмаил Джевдетович рассказал о тех трудных временах, что выпали на долю великого мастера. В 1936 году в «Правде» была опубликована заказная статья «Сумбур вместо музыки» с суровым обвинением в формализме его оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Под это «определение» попали Сергей Прокофьев и Анна Ахматова. Статью полагалось обсуждать по всей стране. Выступающие старались превзойти друг друга в обвинениях музыки Шостаковича и Прокофьева, поэзии Ахматовой, при этом восхваляя оперу И.Дзержинского «Тихий Дон».


– Будучи 18-летним студентом первого курса Азербайджанской госконсерватории, мой отец во всеуслышание назвал Шостаковича великим музыкантом современности, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» – уникальным явлением эпохи, а ее музыку – совершенной, – рассказывает И.Гаджиев. – Конечно, его тут же вызвали в ЦК, отчитали, но спас Узеир Гаджибеков. Когда к великому композитору обратились из ЦК за оценкой творчества Гаджиева, Узеирбек посоветовал исполнить симфонию Гаджиева оркестру Ленинградской филармонии (он был на гастролях в Баку). Собрали жюри, на концерте присутствовали партработники и сам Узеир Гаджибеков. Жюри симфонию одобрило, а Узеирбек… направил Джевдета на учебу в Московскую консерваторию, в класс композиции Дмитрия Шостаковича.


– Отец был глубоко убежден, – продолжает Исмаил, – что Шостакович после смерти Узеира Гаджибекова будто принял на себя ответственность за азербайджанскую музыку, заинтересованно знакомился с произведениями наших композиторов, давал дельные советы. И забота его касалась не только творчества. Когда после учебы в Москве отец вернулся в Баку, его не встречали с цветами. Начались нападки, критика, откровенное неприятие, возникли проблемы с жильем. Отец написал обо всем своему Учителю, и тот откликнулся. На бланке «Депутат Верховного Совета РСФСР» Шостакович написал письмо Мир Джафару Багирову. Назвав Джевдета Гаджиева талантливым композитором, серьезным музыкантом, а его симфонию – свежим, талантливым произведением, он попросил Багирова помочь отцу. Письмо возымело мгновенное действие, творческие, бытовые проблемы были решены молниеносно.


Исмаилу Гаджиеву тоже выпало счастье быть знакомым с Дм.Шостаковичем. Более того, великий композитор по поводу его сочинения «Вариации» напишет Гаджиеву: «Дорогой Исмаил! Прослушал я ваши «Вариации»! Очень они мне понравились… Создавайте хорошую музыку. Для этого у вас большие данные».


Свою последнюю, недописанную симфонию № 10 Джевдет Гаджиев посвятил Шостаковичу. Смерть прервала окончание, и симфонию дописал Исмаил Гаджиев. Одну партитуру он передал в Нью-Йорке Мстиславу Ростроповичу, другую – Ирине Антоновне, вдове Шостаковича, которая живет в Санкт-Петербурге.

– Мечтаю о том, чтобы симфония была исполнена в Москве, на юбилейных торжествах Шостаковича, – говорит Исмаил. – Это было бы замечательно: симфония Джевдета Гаджиева, продолженная мной, посвященная памяти великого Шостаковича, звучит в Москве, на заключительных юбилейных концертах!