Август 15th, 2006 | 12:00 дп

Там, где покойно сердцу

  • Маис НАЗАРЛИ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Продолжаем публикацию материалов об исламской культуре, ее ценностях и своеобразии
«Необходимо тихое место, ориентированное на Мекку. Оно должно быть просторным, чтобы сердцу было покойно, и возвышенным, чтобы молитвы доходили по адресу. Нужен обильный рассеянный свет, чтобы не было никакой тени, и идеальная простота ансамбля, все формы которого должны быть проникнуты необъятностью. Внутренность должна быть просторнее, чем площадь, и не для того, чтобы вместить большие массы людей, а для того, чтобы несколько человек, пришедшие помолиться, почувствовали благоговение и радость находиться в таком большом здании. Ничто не укрывается от взгляда: входишь и видишь огромный квадрат, устланный всегда новенькими золотистыми циновками из рисовой соломы; никакой мебели, никаких стульев, а только несколько приподнятых над полом пюпитров с лежащими на них Коранами, перед которыми верующие встают на колени и кланяются, касаясь пола лбами…

Расположенный напротив входа михраб знаменует направление на Каабу…


Все формы очень четкие; безупречная конструкция демонстрирует всю свою дерзость. Иногда лишь высокий цоколь, облицованный восхитительной керамикой, вызывал какое-то голубое дрожание…


Рядом с мечетью должны быть еще и минареты, чтобы в надлежащее время далеко слышался пронзительный напевный призыв муэдзинов…


Элементарная геометрия дисциплинирует массы – квадрат, куб, шар. В плане это прямоугольный ансамбль с единственной осью. Направление осей всех мечетей на мусульманских землях к священному черному камню Каабы представляет собой грандиозный символ единства веры».


Такими увидел стамбульские мечети один из самых знаменитых архитекторов ХХ века Ле Корбюзье. Не мусульманин, но великолепный мастер своего дела, Ле Корбюзье через архитектурные формы очень тонко почувствовал и описал некоторые мусульманские идеи. Это значит, что они действительно выражены в самой конструкции и убранстве мусульманской архитектуры.


Слово «мечеть» (масджид) означает «место, где совершают земные поклоны», а иными словами – молятся. Мечети бывают соборные (или пятничные), квартальные (или домашние), а также совсем небольшие при гостиницах, учебных центрах. Ведь мусульманин должен совершать молитву пять раз в день в определенное время, и хорошо, если он будет иметь возможность совершить ее в специальном помещении, хотя это и не обязательное условие. В пятницу же, священный день для мусульман, желательно посетить соборную мечеть.


Надо отметить, что в былые времена мечеть использовалась и для других целей. Здесь устраивали судебные разбирательства, хранили казну, здесь могли останавливаться для отдыха паломники, часто при мечетях существовали школы, в которых учили грамоте и другим важным вещам, наконец, исламский храм был своеобразным клубом, где встречались друзья, чтобы обсудить проблемы. Многие из этих функций сохраняются и сегодня.


В мечеть может прийти любой человек, независимо от его вероисповедания, но посетитель должен соблюдать определенные нормы поведения. Перед входом в мечеть необходимо снимать обувь, женщины должны быть с покрытой головой и с закрытыми ногами, руками и грудью, нежелательно, когда на женщине много украшений, а особенно золотых и серебряных. Во время молитвы не надо смеяться, громко разговаривать.


Одно из основных отличий мечети от христианского храма заключается в том, что в ней нет икон и вообще каких-либо фигуративных изображений. Мусульмане не представляют себе Бога человекообразным и не хотят, чтобы изображения отвлекали их во время молитвы. Мечеть украшается лишь специальными надписями и разнообразными орнаментами, которые помогают молящимся сосредотачиваться.


Обязательным элементом мечети является михраб – специальная ниша, указывающая мусульманину направление во время молитвы. Она отличается от, например, алтаря тем, что молящийся обращен не к михрабу, а к стене, на которой он располагается. Это направление называется киблой, обращенной к Мекке, а еще точнее – к Каабе (метафизическому «Дому Бога» на земле). В обычных помещениях кибла обозначается обычной стрелкой. В некоторых самолетах мусульманских авиакомпаний не так давно появились электронные указатели киблы, позволяющие определить ее в полете. Поезда же нередко останавливаются приблизительно на полчаса, чтобы пассажиры и некоторая часть обслуживающего персонала успели сходить в привокзальную мечеть. Необходимость определять киблу, несомненно, серьезно продвинула средневековую мусульманскую математическую географию и сферическую астрономию. Так, способ определения киблы подробно описывается в трудах одного из величайших мусульманских ученых Абу Рейхана Бируни.


В пятничных мечетях также должен быть минбар – специальное место для проповедника. Надо отметить, что мусульманская проповедь бывает очень короткой. По наличию в мечети минбара можно отличить пятничную мечеть от всех остальных. Кроме того, в мечетях часто бывает специальное место для женщин – максура. Это может быть второй этаж, балкон. Однако женщины могут молиться и вместе с мужчинами, но не должны располагаться впереди них.


Еще при мечети бывает минарет, который играет роль, близкую колокольне христианского храма. Минарет происходит от «манара» (маяк, место, где зажигают огонь). С него муэдзин призывает молящихся на молитву. Такой призыв называется азан от «азина» (извещать, объявлять). То, что минарет действительно маяк для мусульманина, понимаешь, только оказавшись внутри традиционного мусульманского города. Узкие улочки с похожими домами вполне могут запутать чужеземца. И только высокие минареты позволяют сориентироваться в этом градостроительном узоре. Для мусульманина же минарет является еще и маяком духовным. Оказавшись во время молитвы далеко от мечети, он может определить киблу именно по расположению минаретов, которых обычно бывает четное количество и они являют собой некий гигантский, издалека видимый михраб, который так и хочется назвать «маяком мусульманской» души, устремленный к небу, Богу и напоминающий первую букву арабского алфавита – «алиф», с которой начинается слово «Аллах».


Наконец, при мечети должно быть место для омовения, поскольку перед каждой молитвой мусульмане должны совершать определенный ритуал очищения, становиться на молитву нечистым нельзя.


Мечети бывают большие и маленькие, роскошные и скромные. Уместно закончить рассказ о мусульманских мечетях отрывком из книги Т.Каптеревой, в которой описывается архитектура стран Магриба, о состоянии человека, оказавшегося в одной из известных мечетей.


«Игра четко обозначенных линий и сопоставленных в разных измерениях архитектурных плоскостей создает богатство геометризированных ритмических фигур. И при этом аспекте, лишенном напряжения и беспокоящей хаотичности, царит ощущение покоя и строгой ясности, воплощающей какие-то высшие закономерности бытия. Пространственно-временная структура колонной мечети, которая сочетает ощущение необъятности вселенной и статичности мирового порядка, замкнутости и беспредельности, властно захватывает человека, настраивает на созерцательный лад, вызывает на философские размышления, диктует «нормы поведения» – размеренный шаг, неторопливые жесты, спокойствие позы, приглушенную речь, сдержанность в выражении эмоций».