Август 15th, 2006 | 12:00 дп

«Я тебя ненавижу!» –

  • Ибрагим МЕЛИКОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

такова обычная немотивированная реакция ксенофоба на все инородное. Чем она вызвана?
Ксенофобию связывают с политической жизнью, однако она имеет более глубокие корни, которые скрываются в человеческой психологии. Само явление связано с идеей единства и своим происхождением обязано именно ему. В прошлом люди объединялись против чужих. Это было естественно, как это естественно для животного мира. Единство – это любовь к своим, а ксенофобия – ненависть к чужим, источнику зла и опасности.

Что изменилось в человеческом обществе с тех далеких времен? Оно вышло на новый уровень развития и не живет инстинктами, а руководствуется сознанием и духовными нормами. Оно осознало, что дух враждебности – это угроза его существованию. Оно осуществило переход от принципа «объединяться против чужих» к принципу «объединяться для чего-то». И в этом – величайший духовный прогресс человечества, переход от животно-биологической к духовно-человеческой стадии.

Как же тогда объяснить ксенофобию в наши дни? Это пробуждение архаических, животных начал, возврат в прошлое, духовная деградация. Это характеризует все объединения людей, которым присуща ксенофобия.

Сами по себе идеи национального и религиозного объединения прекрасны. Но вот парадокс: там, где мы слышим о таком объединении, как правило, обнаруживаем ксенофобию – враждебность к другим нациям и другим религиям. Ведь не случайно кто-то из мудрых сказал, что войны и распри долго будут терзать людей, поскольку существует много религий.

Это в природе человека: как только возникает какая-то возвышенная идея, сразу же появляются те, кто ее опошляет. Возьмем идею любви к своей нации. В чем она может проявиться? Много ли можно найти в России «патриотов», которые видят угрозу русской нации не в росте числа иммигрантов, а в растущем алкоголизме и снижении рождаемости? Или откуда исходит угроза азербайджанской нации с точки зрения самих азербайджанцев? Конечно – это армянская агрессия. Но, что гораздо опаснее – духовная, интеллектуальная и общекультурная деградация любой нации, ускользает из поля зрения.

Люди неверующие более терпимы и менее агрессивны к иноверцам, чем те, для которых религия становится основой их жизненного уклада, хотя именно религия проповедует любовь и милосердие. Получается, что более одухотворенные становятся и более агрессивными, а порой даже остервенелыми. Это характерно и для мусульман, и для православных. Получается что религия, несмотря на то что выступает духовным институтом, пробуждает те же архаические принципы.

Ксенофобия – это агрессивность. Именно она порождает нелюбовь и неприятие. При этом есть люди, агрессивно настроенные к миру, которым постоянно нужно воевать и враждовать. Агрессия – это их образ жизни. Агрессивность в скрытом виде имеет место в душе каждого человека. Подпитывает ее объединение: как говорится, в единстве – сила. Но не только добра, но и зла. На что обращал внимание Л.Толстой, который с досадой отмечал, что люди, руководимые злом, легче объединяются, чем люди, стремящиеся к добру.

Когда люди объединяются, они обретают силу. Но какая это будет сила, на что будет направлена, зависит от их самих. Агрессивность, подавляемая социальными нормами, в толпе прорывается и обретает основание. Фактически единение в социальной жизни – это понятие, которым прикрываются, чтобы скрыть подлинную суть поставленных целей. На самом деле объединение чаще всего выступает средством сколачивания толпы.

Есть единение, и есть толпа. По форме они очень похожи, но не по сути. Единство сознательно, одухотворено. Толпа бессознательна и бездуховна. Возможности осознать свои поступки и свои чувства у человека в толпе нет. Толпа очень строго стоит на страже своей бездуховности, поскольку духовность и свобода подрывают ее устои. В толпе человеком, даже возвышенным, овладевают низменные эмоции. Сама по себе толпа – это удел духовно слабых. Поэтому ксенофобия, как проявление слабости, нищеты духа находит благодатную почву именно в толпе.

Это не громкие пафосные слова. Подтверждением выступает непоследовательность ксенофобов. Они никогда не согласятся вступать в какие-либо отношения с людьми, ксенофобски настроенными относительно них самих. Последовательность – это обратная сторона силы. Непоследовательность же – способ скрыть слабость, выдать ее за силу. Поэтому психология ксенофобии – это все на одного.

\"\"У ксенофобов не хватит духа показать свое лицо, когда они в меньшинстве. Они смелы, когда чувствуют свое количественное преимущество – исключительно в толпе, среди своих. Оказавшись в меньшинстве, ксенофоб становится дружелюбным. Но его дружелюбие не от силы духа – от трусости. И в этом – жуткая несправедливость. Вспомните, как жертвой ксенофобов в Санкт-Петербурге стал африканский студент, у которого еще родители учились в Советском Союзе и отправили своего сына учиться в Россию только потому, что полюбили русскую культуру и хотели приобщить к ней сына. Психологически ксенофобия – это примерно то, как общество бандитов издевается над нормальным человеком, оказавшимся среди них. Примечательно, что «чужих» могут не любить за что угодно: за разрез глаз, цвет волос или кожи, за одежду, за манеры – дело не в неких специфичных чертах. Они есть у всех. Важна сама нелюбовь.

Идея, на которой строится ксенофобская насмешка – «мы лучше всех, а другие хуже нас». А хуже потому, что их не понимают. Но сила, как известно, проявляется в признании своих недостатков, а слабость – в неспособности их видеть. Сам апостол Павел говорил: «Христос пришел на землю, чтобы спасти всех грешников; я – первый из них». Не случайно и все великие святые считали себя большими грешниками, а великие грешники – святыми.

  • агагададаш

    суровая правда-матка