Сентябрь 15th, 2006 | 12:00 дп

ГКЧП: конец советской эпохи

  • Афранд ДАШДАМИРОВ, Хадиджа ОРДУХАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

и начало государственной самостоятельности союзных республик
В августе 1991 года советская история оказалась перед развилкой. Как в старой сказке на новый мотив: прямо пойдешь – полстраны отойдет, направо свернешь – себя потеряешь, назад вернешься – в тупик попадешь.
Государственный переворот, совершенный верхушкой партийной бюрократии в союзе с силовиками, произвел обратный эффект, придав центробежным тенденциям сокрушительную энергию.
Листая страницы «Бакинского рабочего» пятнадцатилетней давности, вспомним, как это было, как Азербайджанская Республика становилась независимым, суверенным государством.

«…Идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов по московскому времени 19 августа 1991 года.


Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР)…»


ПОЗИЦИЯ РУКОВОДСТВА РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ


СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Президент РСФСР Б.Н.Ельцин негативно воспринял чрезвычайные меры советского руководства по наведению порядка в стране. На пресс-конференции, которая проведена в понедельник, было распространено подписанное руководителями России обращение, в котором, в частности, Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР назван «незаконным».


Руководители РСФСР потребовали созвать чрезвычайный съезд народных депутатов СССР и призвали к «всеобщей бессрочной забастовке».


(Корр. РОСТАСС).


20 августа 1991 г.


В ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР


Многонациональный коллектив НПО «Норд» возмущен безответственным выступлением Амбарцумова на Чрезвычайной сессии ВС РСФСР, призывающим ВС РСФСР не подписывать Союзный договор с Азербайджанской Республикой, якобы поддержавшей государственный переворот в СССР. Это выступление – очередная провокация армянских националистов с целью бросить тень на миролюбивый народ, которому навязана необъявленная война со стороны Армении, на народ, который одним из первых на себе испытал все тяжести чрезвычайного положения, на народ, который за свой суверенитет и независимость, за демократию потерял сотни своих сыновей и дочерей. Народ, прошедший через кровавую трагедию января 1990 г., знает цену свободы и не станет сторонником хунты. Требуем дать должную оценку выступлению Амбарцумова, дестабилизирующего обстановку между народами страны в канун подписания Союзного договора.


Т.М.АЗИЗОВ, генеральный директор;


Р.М.МАМЕДОВ, секретарь парткома;


Н.Д.ДАДАШОВ, председатель профкомитета.


«Бакинский рабочий»


от 24 августа 1991 г.


ОТ РЕДАКЦИИ: текст телеграммы направлен также во все центральные органы печати и агентства, в ряд редакций газет Российской Федерации и Азербайджанской Республики.


ПРИНЯТА ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ


30 августа внеочередная сессия Верховного Совета республики приняла декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджана. Затем на ее рассмотрение был вынесен проект постановления «об организации национальной гвардии в Азербайджанской Республике». После перерыва председательствующая на заседании Э.М.Кафарова выступила с предложением обсудить вопрос о создании национальных сил самообороны. По нему было принято соответствующее решение.


Сессия утвердила изданные указы Президента Азербайджанской Республики. На этом сессия завершила свою работу.


«Бакинский рабочий»


от 31 августа 1991 г.


ДЕКЛАРАЦИЯ


Верховного Совета Азербайджанской Республики «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики»


Верховный Совет Азербайджанской Республики:


руководствуясь высшими государственными интересами народа Азербайджана, выражая его волю, отмечая, что с 1918 по 1920 год Азербайджанская Республика существовала как независимое, признанное со стороны международного сообщества, государство, основываясь на Конституции Азербайджанской Республики, конституционных законах о суверенитете Азербайджанской Республики и об основах экономической самостоятельности Азербайджанской Республики; осознавая свою ответственность за судьбу и обеспечение свободного развития народа Азербайджана, гарантируя предусмотренные международными актами права и основные свободы человека всем гражданам Азербайджанской Республики независимо от национальной принадлежности и вероисповедания, стремясь предотвратить угрозу суверенитету и территориальной целостности Азербайджанской Республики, руководствуясь священным долгом обеспечить безопасность и неприкосновенность государственных границ Азербайджанской Республики, признавая международные пакты, конвенции и другие документы, не противоречащие интересам Азербайджанской Республики и ее народа, желая поддерживать и впредь дружеские отношения со всеми входящими в Союз ССР республиками, выражая готовность установить равноправные отношения с государствами – членами международного сообщества, надеясь на признание государственной независимости Азербайджанской Республики государствами – членами международного сообщества и Организацией Объединенных Наций в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе Организации Объединенных Наций, другими международно-правовыми пактами и конвенциями, провозглашает ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.


Декларация принята 30 августа 1991 года на внеочередной сессии Верховного Совета Азербайджанской Республики.


«Бакинский рабочий»


от 3 сентября 1991 г.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА АКТА «О ВОССТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»


Верховный Совет Азербайджанской Республики, основываясь на Декларации Верховного Совета Азербайджанской Республики от 30 августа 1991 года «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», постановляет:


Президиуму Верховного Совета Азербайджанской Республики совместно с постоянными комиссиями Верховного Совета Азербайджанской Республики, с учетом предложений и замечаний, внесенных народными депутатами Азербайджанской Республики, в двухнедельный срок подготовить и внести на рассмотрение Верховного Совета Азербайджанской Республики проекты акта «О восстановлении независимости Азербайджанской Республики» и постановления о его реализации.


Председатель Верховного Совета


Азербайджанской Республики


Э.КАФАРОВА


г. Баку, 30 августа 1991 г.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О СОЗДАНИИ СИЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМООБОРОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Верховный Совет Азербайджанской Республики в интересах защиты суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики, постановляет:


1. Создать силы национальной самообороны Азербайджанской Республики.


2. Поручить комиссиям Верховного Совета Азербайджанской Республики по государственной безопасности, военным делам и правопорядку, по государственному суверенитету, внешней политике и связям с соотечественниками, проживающими за рубежом, по вопросам законодательства и .законности, совместно с Кабинетом Министров Азербайджанской Республики разработать и внести на рассмотрение очередного заседания Верховного Совета Азербайджанской Республики проект закона Азербайджанской Республики о статусе, структуре и порядке организации сил национальной самообороны Азербайджанской Республики.


Председатель Верховного


Совета Азербайджанской Республики


Э.КАФАРОВА.


г. Баку. 30 августа 1991 г.


ЗАЯВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Верховный Совет Азербайджанской Республики… поддерживает декларации о независимости, принятые республиками Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Грузии, Украины и Белоруссии, и признает их независимость…


Верховный Совет призывает республики, провозгласившие свою государственную независимость, признать независимую Азербайджанскую Республику и установить всесторонние связи.


г. Баку. 30 августа 1991 г.


ЗАЯВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


…Теперь вполне очевидно, что ожидало непосредственно нашу республику. В Азербайджане, как и в других республиках, должно было быть приостановлено действие республиканской Конституции и законов. Намечалось восстановить тоталитарный режим и управлять страной непосредственно из центра, под предлогом укрепления правопорядка планировалось подчинить Центру всю общественную жизнь.


Методы, какими намеревались организаторы путча претворить в жизнь указанные цели, были впервые апробированы в столице Азербайджанской Республики 19–20 января 1990 года, когда в результате объявления чрезвычайного положения и последовавшего штурма г. Баку воинскими подразделениями погибло 131, пропало без вести около 300 и было ранено более 700 граждан республики.


Верховный Совет Азербайджанской Республики констатирует, что ни одно решение незаконного, так называемого государственного комитета по чрезвычайному положению в республике не выполнялось, что азербайджанский народ, в том числе представители республики в Комитете конституционного надзора СССР и Президиуме Верховного Совета СССР решительно выступили против государственного переворота в СССР…


В условиях кризиса союзных структур власти каждый гражданин должен сделать все для того, чтобы уберечь нашу республику, народ от губительного хаоса и беззакония. Все граждане нашей республики, независимо от национальности, социального положения и убеждений… должны… последовательно продвигаться по пути дальнейшей демократизации общества.


Верховный Совет


Азербайджанской Республики.


г. Баку 30 августа 1991 г.


ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА СССР, АКАДЕМИКА Т.К.ИСМАИЛОВА


на чрезвычайной сессии Верховного Совета СССР


Уважаемые товарищи!


Народные депутаты СССР в Азербайджанской Республике прибыли на чрезвычайную сессию Верховного Совета страны с единственной целью: в эти трагические дни вместе со всем депутатским корпусом страны найти скорый и разумный выход из тяжелого политического и экономического положения, положить конец хаосу, беспорядкам и беззаконию.


Наши депутаты добросовестно работали в комитетах и комиссиях, Президиуме Верховного Совета СССР и, выражая мнение азербайджанского народа, единодушно осудили заговорщиков, внесли ряд практических предложений, направленных на скорейшую стабилизацию ситуации в стране.


Понимая, что всякий процесс имеет начальную точку отсчета, мы утверждаем и просим зафиксировать это в официальных документах настоящей сессии, что такой точкой отсчета, приведшей к хаосу и беззаконию в стране, а в конечном результате и перевороту, объективно является антиконституционное решение облисполкома НКАО от 20 февраля 1988 года о выходе из состава Азербайджана и вхождении области в состав Армении.


Этому первому противоречащему Конституции республики и Конституции СССР акту не только не была дана своевременная и принципиальная оценка с безотлагательным восстановлением конституционных прав азербайджанского народа, но он был возведен в ранг государственной политики кучкой авантюристов-путчистов того времени, сделавших на начавшемся процессе разложения страны «блистательную» политическую карьеру.


Утверждаем, что именно по причине отсутствия решительной, своевременной и объективной политической оценки кровавых событий в Алма-Ате, Тбилиси, Баку, Вильнюсе и других регионах страны стали возможны хаос и беззаконие, которые, возможно, и являются той питательной средой, что способствует организации и проведению различных путчей, переворотов и т.д.


Склоняя головы перед светлой памятью всех павших в борьбе за свободу и демократию в стране в годы перестройки, мы с большим сожалением констатируем, что кровь, пролитая ими, была горячо и осмысленно воспринята в центре только лишь тогда, когда она пролилась на улицах Москвы.


Трудно теперь, да и грешно, подсчитывать, сколько человек и где погибло. Свята жизнь каждого человека, любой национальности и любого вероисповедания, и она должна обязательно охраняться Конституцией. Но все-таки мы не можем удержаться от одного, важного для нас вопроса: неужели надо было дожить до трагических событий в Москве, чтобы душой понять те народы, которые еще раньше испытали и все еще продолжают испытывать боль потерь родных, соседей и близких. Ведь, по сути, никто до сих пор не понес ответственности за 130 погибших, более 300 пропавших без вести и 700 раненых во время бакинских событий.


Азербайджанский народ – мудр, доброжелателен и миролюбив. Мы и сегодня открыты любым встречам и переговорам, связанным с немедленным прекращением войны, навязанной нам соседней республикой. Однако мы еще и – свободолюбивый народ, готовый и вполне способный в нужный момент постоять за свою свободу и независимость!


«Бакинский рабочий»

от 30 августа 1991 г.