Сентябрь 15th, 2006 | 12:00 дп

Награда для папы

  • Лейла ИБРАГИМОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Бакинский «Оскар» улетел в Москву
В Баку состоялась очередная, пятая по счету, церемония вручения Национальной азербайджанской кинопремии «Гызыл чираг». Из представленных на конкурс художественных лент, созданных за последние годы азербайджанскими кинематографистами, безусловным лидером стала картина режиссера и продюсера Олега Сафаралиева «Прощай, южный город», снятая по сценарию мэтра мирового кино Рустама Ибрагимбекова. Этот фильм получил высшие награды по трем основным номинациям «За лучший сценарий», «За лучший художественный фильм» и «За лучшую мужскую роль». Лучшим актером признан Тимур Бадалбейли, блестяще исполнивший одну из главных ролей.

Коллектив Юрия Любимова никогда не был обделен уникальными талантами, но чтобы люди приходили на спектакль специально посмотреть на эпизод со вчерашним студентом прославленной «Щуки», представить было сложно. Но факт остается фактом – даже небольшие эпизодические роли в исполнении Тимура Бадалбейли до сих пор восторженно вспоминают завзятые театралы. Сам актер во всех беседах и интервью заявляет, что своим творческим успехом во многом обязан собственному деду, знаменитому искусствоведу Борису Исааковичу Зингерману и, конечно, главному учителю, Юрию Петровичу Любимову, умеющему разглядеть, развить и выкристаллизовать в человеке талант и актерское мастерство.


Сегодня заслуженный артист России Тимур Бадалбейли является ведущим актером Театра на Таганке. Ни одна премьера не проходит без его участия. Он с одинаковым мастерством и успехом исполняет роли комические, лирические, трагические.


– Тимур Ильхамович, вы родились и выросли в Москве, в семье замечательного поэта Ильхама Бадалбейли, а «азербайджанство» в себе ощущаете?


– Конечно – первый раз я посетил страну в возрасте 5 месяцев. Мама с папой взяли меня с собой, и мы полетели в Баку. Своими первыми впечатлениями за давностью лет я поделиться не могу, но потом очень часто родители возили меня к бабушке и дедушке. Я играл с соседскими детьми, гулял по бакинским улицам. Потом бабушки с дедушкой не стало, но в Баку у меня осталось много родных, друзей и просто знакомых. Наша семья была двуязычная, в ней одинаково хорошо разговаривали как на азербайджанском, так и на русском языках. Я владею азербайджанским языком на уровне общения на рынке в Москве. К сожалению, цитировать вслух стихи азербайджанских поэтов на языке оригинала я не могу. Но по мере сил и возможностей стараюсь расширять свой словарный запас.


– Летом прошлого года на вопрос журналистов: «Почему вы практически не снимаетесь в кино?», вы сослались на большую загруженность в театре. И вот неожиданная новость: вы не только исполнили большую роль в художественном фильме, но и получили за нее Национальную кинематографическую премию Азербайджана. Расскажите об этой работе.


– Несколько лет назад я познакомился и подружился с кинорежиссером Олегом Сафаралиевым. В самом начале нашего знакомства Олег сказал: «Ты хочешь сниматься, я хочу снимать. Думаю, что настанет время, и мы свои стремления и усилия объединим!» И момент настал – Рустам Ибрагимбеков, будучи сценаристом и будущим продюсером, предложил Олегу в Баку на базе Азербайджанской киностудии снять фильм по его сценарию, созданному по мотивам собственной повести «Проснувшись с улыбкой». И Олег пригласил меня в Баку для участия в фильме. В августе и сентябре прошлого года – основное время съемок, в театре у меня был большой отпуск, что позволило откликнуться на предложение режиссера. Съемочная группа, увидев мои фотографии – бритоголового субъекта с трудно угадываемой национальной принадлежностью, – с напряженной осторожностью отнеслась к моей кандидатуре. Но Олег твердо заявил, что снимать будет только меня. Этот факт он не скрывал, и представьте, какой груз ответственности лег на мои плечи. Существенным стимулом в работе над ролью было не подвести Олега.


– О чем этот фильм?


– Это лирический, музыкальный и очень ностальгический фильм, рассказывающий об уникальной общности людей, которую я бы назвал «бакинцы конца двадцатого века». Это действительно уникальное сообщество, со своей ментальностью, своим чувством юмора, со своим неповторимым колоритом. Представители каждого народа привнесли что-то свое в облик многонационального Баку. Общим у всех жителей был сам Баку, который нельзя сравнить ни с каким другим городом в мире. В него можно влюбиться раз и навсегда. Им можно заболеть на всю жизнь и никогда не вылечиться.


– Как проходил ваш собственный роман с этим городом?


– Поскольку меня с детства туда возили, я, наверное, тоже болен им. Баку – потрясающий город-амфитеатр, в котором нашли свое отражение все архитектурные стили и направления. А в Девичьей башне для меня есть вообще что-то потустороннее и фантастическое. Во время съемок Рустам Ибрагимович приютил меня в своем гостевом доме, который находится в старой части Баку рядом с Девичьей башней. В течение двух месяцев я наслаждался этим чудом света. Меня она впечатляет не меньше, чем египетские пирамиды или Парфенон.


Вообще нелюбимых мест в Баку у меня нет. Вначале я жил у бабушки с дедушкой, в поселке им. Степана Разина, раньше его можно было узнать еще на подъезде, а сейчас все пригороды застроены новыми коттеджами. Это, наверное, неплохо – раньше там особенной архитектуры не было. Но все новостройки в центре города сильно удручают. Многие бакинцы не без грусти смотрят на то, как нарушается многолетняя топография Баку с его неповторимой архитектурной уникальностью.


– Как шла работа над фильмом «Прощай, южный город»?


– Не буду вдаваться в подробности, но съемки происходили в сложной обстановке: очень непросто складывались отношения съемочной группы с руководством киностудии, несколько раз картину закрывали. Меня лично многочисленные перипетии мало коснулись, все тяготы выпали на долю Олега Сафаралиева, который проявил немалое мужество и упорство в течение всей работы.


При создании картины возникало много проблем. В пример приведу только один факт: на начальном этапе съемок на картине сменилось пять операторов. В результате из Киргизии был приглашен талантливый оператор Мурад Алиев, которому я за многое благодарен.


– На каком языке создавался фильм – на русском или азербайджанском?


– Фильм был задуман как двуязычный, что соответствует исторической правде – действие разворачивается в Баку девяностых годов, когда его жители на равных разговаривали на русском и на азербайджанском языках. С моим весьма посредственным знанием азербайджанского я как-то умудрился сам озвучить роль. Многие даже хвалили произношение. Но на студии решили, что половины текста на русском для азербайджанского фильма слишком много. Картину переозвучили, и уже без меня. Надеюсь, что в скором времени появится российская версия озвучания – с моим участием.


– Вы были единственным российским актером, снимавшимся в этой картине. Как складывались ваши взаимоотношения с остальными артистами?


– Считаю, что мне безумно повезло с азербайджанскими актерами – моими партнерами по фильму. В картине снимались, безусловно, лучшие актеры: Фуад Поладов, Фахреддин Манафов, Мехрибан Зеки и Садыг Ахмедов. Заочно я был знаком с ними, поскольку все они играют в театре Рустама Ибрагимбекова «Ибрус». Когда театр приезжал с гастролями в Москву, я был на спектаклях и полюбил этих артистов. Поэтому, когда мы все столкнулись на съемочной площадке, мне было приятно, легко и замечательно работать с ними.


– Результатом вашей совместной работы стал фильм, собравший целую коллекцию статуэток «Гызыл чираг». Расскажите, как проходила церемония награждения, которую называют «Азербайджанским «Оскаром», и что собой представляет сама премия?


– Церемония награждения, проходившая в стенах Театра музыкальной комедии, была достаточно демократична. Из всех победителей я был на ней единственным русскоязычным, зато самым многословным. Я поблагодарил пригласившего меня на картину режиссера Олега Сафаралиева, сценариста и продюсера фильма Рустама Ибрагимовича Ибрагимбекова, который хоть и не присутствовал на площадке лично, но аура его ощущалась всегда, на каком бы континенте он в это время не находился. Он харизматичный человек, с широкой душой, с уникальной энергетикой. А посветил я эту ценную награду своему папе, через которого я всегда ощущаю связь с Азербайджаном.


«Гызыл чираг» очень красивая позолоченная статуэтка девушки, держащей светильник. Автором является художник Маис Агабеков, который был художником и нашего фильма. С получением этой премии сбылась, наконец, мечта всей моей семьи – я привез из Баку азербайджанскую девушку. Более того – с золотыми руками!


К сожалению, премию не получил написавший потрясающую музыку для нашего фильма Сиявуш Керимли, представленный на номинацию «Лучший композитор».


– Когда состоится официальная премьера фильма «Прощай, южный город»?

– В Баку она пройдет 4 сентября, в рамках ставшего традиционным VIII международного кинофестиваля «Восток–Запад», организованного Рустамом Ибрагимбековым. Надеюсь, фильм «Прощай, южный город» посмотрят не только в Азербайджане, на мой взгляд, он будет интересен как российскому, так и зарубежному зрителю.