Сентябрь 15th, 2006 | 12:00 дп

Первый среди равных

  • Маис НАЗАРЛИ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Молитвенный коврик называют микромоделью мечети
Мусульманские ковры известны повсюду. Без них невозможно представить себе культуру не только Востока, но и Запада. Мы встречаем их изображения на картинах мастеров итальянского Возрождения, а сегодня вряд ли найдется хоть один европейский городок, где не было бы специализированного магазина восточных ковров. О них написано очень много книг. Помимо художественных достоинств они прекрасно сохраняются и живут в веках. Можно спорить о качестве современных живописи и архитектуры в мусульманских странах, можно говорить об утере качества во многих областях декоративно-прикладного искусства, но традиционный ковер, несомненно, остается эталоном бесспорного мастерства восточных умельцев.

Не все знают, что ковровое искусство мусульманских стран не исчерпывается «ковровыми покрытиями» для пола и стен. Оно гораздо шире и разнообразнее. Существует несколько сотен видов обычных ковров, различающихся по предназначению, размеру, типу орнамента, цветовой гамме, технологии изготовления… Известны также сотни видов различных ковровых изделий – мешки, кушаки, попоны, сундуки, специальные веревки, скатерти и многое, многое другое. Они в полном смысле слова сопровождают человека от рождения до смерти. Они не только удивительно красивы, что признано во всем мире, но и несут в себе мудрость, столетиями накапливаемую народами, их создающими. Каждый элемент орнамента, вся композиция в целом имеют огромный смысл и о любом маленьком завитке можно написать статью гораздо большую, чем эта. Есть и так называемые изобразительные ковры, насыщенные фигуративными элементами, рассказывающие об истории, мифах и легендах, как пришедших из далекой древности, так и современных.


Однако есть один вид ковра, который возник позже большинства своих собратьев и который тем не менее играет особую роль в жизни мусульман. Этот коврик по-разному называют у разных народов: у арабов – саджджада, у иранцев – таги, джанамаз, у тюркских народов – намазлык, мехраби… Но используется он везде одинаково. Это коврик для совершения молитвы. В литературе на русском языке о нем по известным причинам писалось очень мало и редко. Эти коврики практически не появлялись на выставках. Но любой мусульманин легко отличит молитвенный коврик от множества других. Молитвенный коврик не обязательный, но желательный атрибут молитвы. Вместо него можно использовать практически любую подстилку, включая собственную одежду, но специальный коврик наиболее удобный и привычный атрибут молитвы.


Как правило, молитвенный коврик бывает рассчитан на одного человека, но встречаются ковры на 3 – 6 человек, для семьи с несколькими женами, или на несколько десятков, а иногда и сотен человек – для совершения массовых молитв в больших мечетях.


Традиционные молитвенные коврики ткутся, но иногда встречаются и бархатные, суконные, льняные, вышитые и набивные. Особой эстетикой отличаются коврики лоскутные.


Существует определенный набор изобразительных элементов, позволяющих легко отличить молитвенный коврик от обычных. Некоторые из этих элементов являются почти обязательными, другие встречаются реже. На каком-то ковре может быть изображен только один, но существенный образ; на другом могут присутствовать много образов. Все зависит от фантазии и желания автора и заказчика.


Самый главный изобразительный элемент молитвенного коврика, по которому он почти всегда безошибочно узнается, – это мехраб, специальная арка в мечети, указывающая направление во время молитвы.


Второй важный изобразительный элемент – специальные надписи. Как правило, это цитаты из Корана, молитвы, отдельные фразы, имеющие для мусульман особый смысл. В верхней части ковра в рамочке очень часто появляется фраза «Великий Аллах (Бог) велик». К этому месту прикасаются лбом во время молитвы и поэтому многие называют этот участок ковра алтарем. Вообще надписи располагаются так, чтобы на них нельзя было наступить во время молитвы.


Молитвенный коврик можно назвать микромоделью мечети.


Нередко на молитвенном коврике бывают отмечены те семь частей тела, которыми молящийся прикасается к ковру во время молитвы. Это ступни, колени, ладони и лоб. Особенно часто встречается изображение кистей рук.


Интересно и то, что на молитвенном коврике нередко изображаются те предметы, которые используются во время молитвы. Это одновременно и их изображение, и указание места, на котором они должны находиться. Эти предметы, как правило, и хранят завернутыми в коврик, что очень удобно. Мусульманин расстилает коврик, направляя верхнюю часть изображенного на нем мехраба в сторону Каабы (это направление называется киблой), раскладывает предметы по своим местам, становится в указанном месте – и он уже готов к совершению ритуала. Он использует гребенку, которой расчесывает бороду, зубочистку из волокнистого дерева с размочаленным концом, для которого используются определенные сорта дерева, мешочек с благовониями, лепестками роз, создающими приятный аромат вокруг молящегося. Некоторые мусульмане обязательно используют спрессованный кусочек священной земли (Мекки), который бывает разной формы и на котором тоже бывают специальные надписи. Его располагают в верхней части ковра и именно к нему прикасаются лбом во время молитвы. Наконец, часто изображаются четки, необходимые мусульманину для поминания божественных имен.


Нередко на молитвенных ковриках появляются и обычные изображения, встречающиеся и на остальных типах ковров. Это орнаменты, стилизованные цветы, ветви деревьев, а в последнее время становятся все более популярными изображения знаменитых мусульманских мечетей, например, Ай-Софи или Сулеймания.


Можно добавить, что некоторые мусульмане считают: молитвенный коврик связан со своим хозяином и коврик мудреца несет в себе определенную энергию. Такие коврики очень ценились и передавались по наследству как носители особой благодати своих хозяев. Ведь мусульманин совершает молитву пять раз в день. Если он находится в пути, то обязательно берет с собой молитвенный коврик. Это то пространство, которое сакрализуется после произнесения первых молитвенных формул, это то, что отделяет мусульманина от обычного мира не только физически, но и духовно, это место его общения с Богом.


Можно закончить статью фрагментом поучения средневекового теоретика Кабуса, которое он написал для своего ученика. В частности, о молитве он говорит следующее:

«Если не изучишь ты ее по предписанию веры, то изучи хоть на основании здравого смысла, ибо молитва дает много выгод. Первое то, что всякий, кто выполняет пять обязательных молитв, у того всегда тело и платье будут чистые, а чистота во всяком случае лучше грязи. Второе то, что молящийся далек от осуждения [других] и гордыни, ибо суть молитвы положена в смирении, а коль скоро ты приучишь природу к смирению, тело тоже последует за природой. А затем мудрецам известно, что кто хочет уподобиться каким-нибудь людям, тому надо с ними видеться… По признанию всех разумных мужей, нет власти и мощи сильнее мощи ислама и нет веления действительнее велений его. Следовательно, если хочешь всегда быть мощным и счастливым, ищи общество обладателя власти и будь покорен им и не ищи сопротивления ему, дабы не стать несчастным и грешником».