Сентябрь 15th, 2006 | 12:00 дп

С больной головы…

  • Алп Нур
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В августе меня заинтересовали два сообщения российских СМИ. Первое связано с организацией ГУАМ, в которую наряду с Украиной, Грузией и Молдовой, как известно, входит и Азербайджан.

В апреле 2005 года в Кишиневе во время саммита ГУАМ президент Украины Виктор Ющенко выступил против присутствия в регионе российских миротворческих контингентов, «от которых пока никак не удается избавиться демократическим странам». Именно тогда и было сказано о возможности формирования батальона МС в рамках ГУАМ. Чуть позже министр обороны Азербайджана Сафар Абиев пояснил, где конкретно может быть реализована миротворческая инициатива президента Украины. По мнению Абиева, МС ГУАМ могут быть опробованы в Абхазии и Нагорном Карабахе. После этого стало понятно, что страны СНГ, в которых существуют сепаратистские районы, хотят урегулировать конфликты собственными силами, без участия России.


В середине августа в Тбилиси, на встрече представителей военных ведомств стран – участников ГУАМ к этой теме возвратились снова. Было сказано, что создание межгосударственного миротворческого батальона обусловлено намерением стран ГУАМ совместно участвовать в миротворческих и гуманитарных актах под эгидой ООН, ОБСЕ, НАТО и ЕС.


Российские силовики и политики – «ястребы», известные «великодержавной» риторикой, в связи с этим встревожились, углядев в таковых намерениях ГУАМ чуть ли не угрозу российским интересам. Что чрезвычайно странно. Уместно напомнить, что ГУАМ как организация возникла на волне недовольства его будущими членами существовавшим положением на постсоветском пространстве. Азербайджан, в частности, никак не устраивало, что один член СНГ и ОДКБ, а именно Армения, выступает агрессором и оккупантом по отношению к другому, Азербайджану, при пассивно-наблюдательной позиции других составляющих Содружества. Что касается собственно России, то она, как известно, при ельцинском режиме страну-агрессора безудержно вооружала. Громкий скандал с незаконной передачей Армении российского оружия более чем на млрд долларов США был спущен на тормозах. Оружие в Россию не вернулось, конкретные виновные установлены не были и наказания не понесли. Свои убедительные причины для выхода из ОДКБ были и у других стран, позже вошедших в ГУАМ. Так что, как говорится, нечего на зеркало пенять. Рассматривать стремление стран – участников ГУАМ создать собственный миротворческий батальон как угрозу российским интересам – это явная попытка переноса проблемы с больной головы на здоровую.

Второе привлекшее мое внимание сообщение показательно, но не удивительно. Представитель Армении в ООН А.Мартиросян заявил в интервью Радиостанции «Свобода», что Ереван может выйти из переговорного процесса по Нагорному Карабаху, если Баку инициирует обсуждение карабахского вопроса в Организации Объединенных Наций. Он сослался на договоренность между Арменией и Азербайджаном о том, что карабахская проблема будет решаться исключительно в формате минской группы ОБСЕ. Однако А.Мартиросян умолчал о том, что на оккупированных Арменией землях Азербайджана почти два месяца бушуют пожары, огонь намеренно направляется в сторону позиций азербайджанской армии, что и дало Баку повод считать: «армянская сторона преднамеренно учинила эти пожары». Так при чем здесь договор, на который ссылается армянский дипломат? В нем умышленные поджоги не учтены. Азербайджан в полном своем праве инициировать, как и намеревается, в связи с «пожарным» поворотом карабахского «сюжета» обсуждения проблемы в ООН и на осенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Поэтому, с моей точки зрения, и показательна, но совсем не удивительна попытка очередного армянского шантажа: для них это обычное дело. Уместно здесь напомнить и о том, что истории известна страна, которая в середине минувшего века проводила «политику» выжженного пространства на оккупированных территориях. Не следует забывать, чем завершилась эта «политика» для гитлеровского рейха.