Сентябрь 15th, 2006 | 12:00 дп

Жемчужина на террасе

  • Микаил ГАМИДОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Жители села бережно сохранили оригинальную, присущую только им языковую культуру – подарок Деде Горгуда
Летом я проводил отпуск в Гахском районе Азербайджана, в родном селе, и был приятно удивлен, увидев новое издание книги «Илису». Она посвящена истории развития села, славе его народа, обычаям и культуре, чарующей природе этого дивного уголка.

В Азербайджане есть села, о которых знают не только в республике, но и во многих странах мира: в Апшероне – Новханы и Мардакян, в Нахичеванской Автономной Республике – Шахтахты, Исмаиллинском районе – Ивановка, Гахском районе – Илису.


Село Илису географически расположено на узкой террасе шириной около километра и длиной 4–5 км на высоте 1400 м от уровня моря, между высоких гор большого Кавказского хребта, вершины которых завершаются великолепными альпийскими лугами. По преданию, село основано еще в XIV веке. Около 300 лет оно существовало как Илисуинское султанство, которое занимало территорию нынешнего Гахского района Азербайджана и некоторые населенные пункты не только нынешних районов Азербайджана, но и соседнего Дагестана. Султанству подчинялись около 50 населенных пунктов.


При въезде в село внимание приезжих привлекает старинный, очень интересный с архитектурной точки зрения арочный мост «Улу корпу», построенный местными мастерами из кирпича и речного камня. Мост веками обеспечивал безопасный проезд всех видов транспорта.


В Илису множество архитектурных памятников, построенных в XVII – XIX веках и ранее. К ним относятся «Джума мечеди» (XVI век), «Улу мечеди» (XVII век) и «Махалля мечеди» (XIX век), несколько стратегически удобно расположенных крепостей, построенных в XVII–XIX веках – «Галача», «Сумугала», «Бурдж» и другие.


Учитывая историю села и обилие памятников архитектуры, Министерство культуры Азербайджанской Республики объявило село Илису культурно-историческим заповедником республики.


Одна из многих достопримечательностей села – природный горячий сероводородный источник, который местные жители называют «хамам» – «баня». Он расположен в часе ходьбы от села, но летом и осенью сюда приезжают для лечения и профилактики разных заболеваний не только азербайджанцы, но и граждане соседних государств.


Есть в Илису и свой заповедник, созданный еще в 1987 году. Этому способствовало наличие богатой и редкой флоры и фауны. Особым постановлением Кабинета министров в 2003 году его территория была расширена.


Жители Илису бережно сохранили до наших времен очень оригинальную, присущую только им языковую культуру. Несмотря на то что в основном они азербайджанцы, разговаривают илисуинцы на древнем тюркоязычном огузском диалекте – Деде Горгуд. По историческим сведениям огузы еще в XIV веке жили в Турции. Они постоянно вели освободительную войну с другими народностями Турции. В дальнейшем огузы распространились в Китае, Иране, Афганистане, Сирии и в Азербайджане, но только в двух селах, Илису и соседнем – Сарыбаш.


Илису – подарок Деде Горгуда. Здесь живет талантливый народ, который широко в округе известен своими мастерами: строителями, плотниками, военными и религиозными деятелями, ткачами ковров. Народ здесь очень гостеприимный и хлебосольный. Особенно бережно илисуинцы хранят кулинарные традиции и по праву гордятся своими оригинальными блюдами, не характерными для Азербайджана. Они с удовольствием угощают гостей сурху – фирменным блюдом из теста с сушеной бараниной, гозлу аш – пловом с орехами, гырс – варениками с молодой крапивой или свежим несоленым сыром, и многими другими.


В горах зимы долгие, длящиеся иногда по семь месяцев, поэтому с давних пор каждая семья на зиму заготавливает про запас сушеную баранину, которая называется «гахадж». Технология ее изготовления довольно проста, но и здесь не обходится без уникальной природы Илису: выпотрошенную тушу барана частично надрезают по спинным позвонкам, выпрямляют в одной плоскости, слегка солят и вешают вялиться на открытом воздухе. В чистейшем прохладном горном воздухе гахадж приобретает неповторимый вкус и запах. Мясо, приготовленное таким способом, можно хранить без холодильника круглый год.


Одновременно при подготовке гахаджа готовят фарш для производства домашней колбасы. Частично срезая мясо из туши в тех местах, где больше мускулатуры, из него делают фарш, в который в качестве приправы добавляют семена ароматных горных растений. Ароматной мясной смесью фаршируют тщательно очищенные кишки и желудок этого же барана, а потом сушат на открытом воздухе. У такой колбасы очень аппетитный запах и вкус.


Жители села с давних исторических времен занимались отгонным овцеводством: летом пасли скот в горах у села, зимой – на степных равнинах, где зима бесснежная и трава ранняя. Еще до революции богатые люди села держали десятки тысяч овец. По словам очевидцев, когда многочисленные отары возвращались в горы, длина колонны овец составляла до 25–30 километров. По пути овец доили, а молочную продукцию (молоко, сыр, сыворотку, творог) бесплатно раздавали жителям близлежащих сел. Такой обычай частично поддерживался и в советское время.


Из овечьего молока по древней традиции до сих пор готовят сыр. Особенно ценится сыр из молока, полученного на горных пастбищах, поскольку горные травы альпийских лугов придают сыру особый вкус и специфический аромат. Илисуинский сыр хорошо известен не только в Азербайджане, но и в соседних странах (Грузии, Армении и Дагестане).


К сожалению, жители села постепенно забывают некоторые красивые традиции и обычаи или видоизменяют их под современность. Например, свадьбы раньше справляли с музыкой зурны и барабанов. Звонкая мелодия зурны и бой большого барабана во дворе жениха отдавались резонансом между гор, слышно их было в любом конце села. На свадьбу приглашали всех односельчан. При сопровождении невесты проводились конные соревнования, состязания на меткость стрельбы из ружья и многие другие – к сожалению, часть из них ушла в прошлое.


Гордость села – его школа. Одна из самых древних в стране, Илисуинская средняя школа через три года отметит свое 120-летие. Ее выпускники известны всему миру. Среди них – 4 академика и члена-корреспондента, 21 профессор и доктор наук и 70 кандидатов в доктора наук. Такого количества ученых не выпустила ни одна сельская школа не только в Азербайджане, но и в других бывших союзных республиках СССР.


Выходцы горного кавказского села живут и работают во многих странах мира. Первый учебник для школ на национальном языке – «Ветен йолу» – впервые в республике в 1907 г. создал и напечатал в издательстве «Гейрат» в Тбилиси потомок Илисуинских султанов Харун бек.


 


Илисуинцы шутят


Во дворе у соседа-илисуинца вышагивает круторогий красавец баран.


– Какой справный! Чем кормишь, сосед?


– Летом свежую травку кушает. Зимой насыпаю пару ведер опилок и надеваю ему зеленые очки…


* * *


Илисуинец чистит ружье. Входит его двоюродный брат, спрашивает:


– На кого охотиться будешь?


– На медведя.


– А если ружье не выстрелит?


– Возьму за ствол и прикладом врежу.


– А он возьмет – и сломается, а?


Охотник (после паузы):


– Ну… Камень подберу!


– А если нет камня?


Охотник (в ярости):


– Слушай, ты чей двоюродный брат – мой или медведя?..


* * *


Илисуинцы живут долго. К cтолетнему долгожителю приехала журналистка из Баку. Интервью о том, как ему удалось стать долгожителем, хорошо сохраниться.


– Ну что тебе сказать, внучка? Я с малых лет работаю на свежем воздухе, никогда не курил, не пил…


Тут за стеной раздается грохот, что-то падает и разбивается, слышится чья-то ругань. Девушка испуганно:


– Что там происходит?

– Не обращай внимания, внучка, – это старший брат снова напился…