Октябрь 15th, 2006 | 12:00 дп

Иллюзия соглашения

  • Алексей ПОТАПОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Можно ли подружить национал-патриотов и представителей этнических объединений России?
В Москве состоялась конференция на тему «Какие мигранты нужны России?». Организатор мероприятия «Общероссийский форум национально-культурных патриотических объединений». На конференции выступили депутаты Госдумы, чиновники федерального уровня, представители нескольких десятков национальных и патриотических организаций России.

Подобные конференции представляют собой густой бульон из самых различных мнений: дельные суждения оказываются рядом с весьма экстравагантными выступлениями. Но вместе с тем их стали посещать значимые фигуры Совета Федерации и Госдумы, их не игнорируют чиновники исполнительной власти. Что может восприниматься и как необходимость налаживания добрососедских отношений между национальными общинами, и как попытка выстроить общее пространство диалога с властью.


Эксперты также с интересом наблюдают и принимают участие в подобных конференциях, с иронией воспринимая выступления типа: «недруги России провоцируют бытовые конфликты». И констатируя, что подобный неформальный форум и есть то самое общество в его «неискаженном» виде.


Краткое резюме выступлений. Вице-спикер парламента Владимир Жириновский увидел проблемы этнических конфронтаций и ксенофобии в психологической несовместимости «местных» и «приезжих». Способ решения – воспитательные программы в школах и постановка определенного интеллектуального барьера для вновь прибывших в виде экзаменов при получении регистрации и обязательных языковых курсов. Выступление популярного политика, как всегда, понравилось, Владимир Вольфович знает, что именно и как говорить в каждой аудитории.


Лидер ДПНИ Александр Белов предложил внести в законодательство России специальные оговорки об этнических принципах формирования власти, в том числе исполнительной на местах. Правовой оценки деятельность Движения против нелегальной иммиграции по-прежнему не получила. Белов остается как бы в обойме респектабельных правых радикалов, допущенных к средствам массовой информации. Но определенные «звоночки» от правоохранительных органов уже имеются: в тот же день милицией было задержано более 150 человек за попытку проведения митинга и шествия против «засилья выходцев с Кавказа» возле здания Минобразования в Москве.


На конференции создается некая иллюзия «добрых соглашений» противоборствующих сторон. Театральный характер данных дискуссий подтверждает и то, что за полтора года подобные конференции не сумели реализовать ни одной инициативы на уровне власти. Впрочем, и сама власть не очень готова принимать предложения «общественников». К примеру, начальник правового управления Миграционной службы РФ Жунус Джакупов посвятил в сухие цифры статистики и сразу удалился, чем весьма расстроил последующих выступающих, пожелавших дать рекомендации представителям власти. Впрочем, эти детали только иллюстрируют формальность подобных мероприятий и шире – взаимоотношения власти и общества.


Каковы рекомендации конференции? Большинство из одиннадцати пунктов принятых рекомендаций либо находятся в разработке Госдумы, либо носят слишком общий характер, чтобы стать действенным ответом на проблему.


1. Участники конференции предложили заинтересованным правоохранительным структурам создать единый информационно-аналитический центр с общей базой данных на всех иностранцев на территории РФ (численность, номера документов, места работы). В качестве примера использовать опыт Министерства по делам абсорбции в Израиле.


2. Создать карту занятости РФ с точным указанием рабочих мест (какие регионы, какие специальности). Следует прокомментировать, что подобная работа уже проводится в рамках программы по переселению в страну соотечественников из ближнего зарубежья. Причем данные сведения необходимы прежде всего в посольствах и культурных центрах России в тех странах, откуда ожидается поток мигрантов.


3. Предложение конференции упростить процесс регистрации, по сути, опоздало, так как данный закон уже принят в Госдуме (вступает в силу с 1 января), равно как и проблема визового режима в СНГ (Россия имеет визовый режим только с Грузией и Туркменией).


4. Подготовить в вузах России профильных специалистов в области межнациональных отношений, кроме того, прозвучало предложение создать подобную должность на уровне заместителей глав районных администраций. В последнем случае укрупнение бюрократической машины власти на местах не решит известных проблем. Гораздо эффективнее создать профильную инспекцию на уровне Генеральной прокуратуры для мониторинга ситуации и жесткого пресечения подобных эксцессов.


5. Обеспечить иностранцам равные права и условия конкуренции с гражданами России. В данном предложении несколько аспектов. Речь идет о решении проблемы безработицы среди самих россиян и регуляции внутренней миграции в стране. Скажем, законодательно определить необходимость преимущественного приема на работу граждан страны, а затем обращаться к иностранной рабочей силе. Однако существует целый набор непрестижных специальностей, который сложно покрыть вакансиями внутренней миграции. В большинстве случаев работодателям невыгодно повышать качество труда за счет повышения оплаты работника и улучшения условий (известная проблема в области строительного бизнеса: дешевле пригласить нелегальных рабочих).


Конференция уделила внимание и гуманитарным аспектам проблемы. Успешная адаптация иностранцев в России зависит от уровня образованности как «гостей», так и местного населения. Очевидно, необходимы определенные коррекции на уровне школьных программ, создание специальных школ обучения культуре и русскому языку для приезжих (в этом году московское правительство запустило пилотный проект по созданию в каждом муниципалитете подобных школ).

Однако наиболее выпукло проблема адаптации мигрантов в российском обществе видна в области взаимоотношений власти и бизнеса: коррупция позволяет легко решать все вопросы – от регистрации мест торговли до освобождения от ответственности за использование нелегального труда.