Октябрь 15th, 2006 | 12:00 дп

Как переехать в Россию?

  • Александр КАРАВАЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Напомним, что «соотечественниками» считаются все русскоязычные граждане СНГ, желающие переселиться в Россию. Программа должна стартовать 1 января 2007 года, на сегодня определены 12 пилотных регионов, где проводится отработка технологий. До 2012 года на реализацию программы планируется выделить 17 млрд руб. Они пойдут на оплату переезда к новому месту жительства и работы, приобретение жилья и подъемные.

В 2007 году российские власти планировали привлечь в Россию 100 тыс. человек (из них 40 тыс. трудоспособных). Сейчас в России, по разным оценкам, находятся


10 млн мигрантов, однако легально в 2005 году трудились только 702 тыс. иностранцев. То есть в среднем на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих. К 1 сентября 2006 года пилотные регионы должны были подать заявки по численности иностранцев, которых они готовы легально принять. Большинство регионов отреагировали вяло: либо не подали заявки, либо ограничились крайне низким числом вакансий.


Не все так просто, реальность законов не успевает за действительностью человеческих отношений. Погром в Кондопоге только подчеркнул известную сложность социальной адаптации переселенцев и местного населения, отношения этих групп с местной властью в России. Проблема в том, что «официальное отношение» наталкивается на повседневность с несметным числом бытовых барьеров. В результате те, кто настроен интегрироваться в российскую жизнь, на практике не могут этого сделать.


Вот три самых распространенных ответа на вопрос «где вы сталкиваетесь с основными проблемами?», полученных в ходе опроса азербайджанской диаспоры Москвы в прошлом году: при попытках снять жилье – 35%; при оформлении каких-либо документов – 33,6%; при приеме на работу 14,7%. По России можно выделить несколько проблем, требующих особого контроля для успешного выполнения программы адаптации мигрантов и общей стабилизации межнациональных отношений в стране.


Первое. Милицейские власти на местах должны строго пресекать все формы уличных конфликтов. На практике в регионах милиция зачастую бездействует как в отношении скинхедов, так и в случаях криминальных разборок преступных групп различной национальности.


Второе. Исполнительные власти должны быть эффективными и незаинтересованными менеджерами в работе со всеми участниками бизнеса на своей территории, не выделяя своим вниманием этническое происхождение и социальный статус предпринимателя. Многие замеры общественного мнения показывают, что значительная часть населения России на бытовом уровне ощущает себя ущемленными в возможностях – при сравнении с условными мигрантами. Люди ведут себя в соответствии с данными ощущениями. Вспоминается и другое «обстоятельство»: если этническая мафия контролирует какой-то объект торговли, то «откаты» принимает «своя» милиция и «свой» русский чиновник.


Третье. Требуется жесткий контроль из федерального Центра над ходом реализации программы переселения. Денежные средства и кредиты для покупки жилья пойдут через местные финансовые структуры. Механизмом, обеспечивающим приобретение жилья, является областная ипотечная программа, в которой аккумулируются средства работодателей, местных властей и государства. Прежде чем переселенец сможет приобрести собственное жилье по ипотеке, пройдет определенное время, на протяжении которого ему нужно будет где-то жить. Один из немногих местных руководителей России, уделяющих этому внимание, – губернатор Дмитрий Зеленин. До 2010 года в Тверской области планируется переселение около 8 тыс. человек. Общее количество вакансий, которые за этот период смогут заполнить мигранты, превысит


3 тыс. У Зеленина неплохие контакты с азербайджанской диаспорой и другими членами 23 организаций, представляющих этнические группы субъекта Федерации.


Четвертое. Контроль над работодателями, принимающими на работу иностранцев-нелегалов. В сентябре Госдума приняла в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, внесенные правительством в июне нынешнего года.


Поправки предусматривают перенос ответственности за несоблюдение миграционного законодательства на работодателей. Но данное послабление не должно содействовать расширению теневого сектора экономики. Ожидается, что штрафные санкции будут дисциплинировать владельцев предприятий и бизнеса, где работают иностранцы.

Только убедившись, что программа адаптации мигрантов начинает работать, можно задать себе вопрос: «Хочу ли я переехать в Россию?»



Где Москва обижает добропорядочных мигрантов?


(опрос азербайджанской диаспоры, процент ответивших утвердительно)


 




































 


Мигранты, прибывшие на постоянное жительство


Мигранты, прибывшие на временную работу


При приеме на работу


14,7


35,1


При оказании необходимой


медицинской помощи


11,3


32,4


В отношениях с соседями


5,3


26,6


При попытках снять жилье


35,0


59,1


Просто на улице или в транспорте


7,1


19,6


При оформлении документов


33,6


57,8


В местах проведения досуга


5,4


14,3


 


Источник: Институт социологии РАН