Октябрь 15th, 2006 | 12:00 дп

Постсоветизм исчерпан

  • Афранд ДАШДАМИРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Реальности и противоречия независимости. (Часть первая)

Государственную независимость Азербайджан приобрел в условиях затяжного политического кризиса. Наши недоброжелатели за рубежом настойчиво относили Азербайджанскую Республику к категории «несостоявшихся государств», неких «мини-империй», якобы угнетающих национальные меньшинства и не способных на самостоятельное, стабильное существование. Однако стране удалось ценой значительных усилий и немалых потерь (особенно в вопросах демократического строительства и на карабахском направлении) в течение первого десятилетия своей драматичной истории утвердиться в качестве дееспособного государства, занявшего прочное место на геополитической карте мира. Достигнутый путем усиления государственных начал, укрепления вертикали власти, высокий уровень общественно-политической стабильности позволил провести известные экономические преобразования, придать динамику социально-экономическим процессам, восстановить внутреннее этнополитическое равновесие. Азербайджанский национальный нефтяной проект открыл реальные возможности практического решения многих проблем экономики, военного строительства, укрепления внутри- и внешнеполитического положения государства.


Среди бесспорных обретений постсоветского периода – практически полная свобода выражения национальной (этнокультурной) самобытности народа во всех сферах духовной и социальной жизни. Восстановлена свобода вероисповедания, стали возрождаться традиции исламской культуры, возвращаются многие традиции и ценности исторического наследия. Преобразованиям экономических институтов на рыночной основе сопутствовало формирование адекватных политических институтов. Вошли в практику (по крайней мере формально) выборы на альтернативной основе, разрешены оппозиционная пресса, сформировался определенный плюрализм мнений, выражаемый при помощи СМИ. Появились свободные объединения граждан, многочисленные политические партии, общественные организации.


И в то же время перед угрозой утраты оказались такие плоды собственно советского прошлого, как просвещение, всеобщая грамотность населения, доступное и относительно качественное высшее и среднее специальное образование, профессиональные виды деятельности в сфере художественного и научного творчества и т.д. Почти полностью утрачены завоеванные в советские годы позиции в сфере социальной справедливости, социальной защищенности наименее защищенных слоев населения. Нерегламентируемая коммерциализация охватила практически все сферы как социально-экономической, так и духовной жизни. То, что торговля – двигатель прогресса, известно всем. Но если коммерция не регламентируется в интересах поддержания социального баланса в обществе, социальных и культурных приоритетов, то она становится источником деградации науки, культуры и морали. Стихия рынка становится таким же злом, как и тотальный контроль времен советской командно-административной системы.


Но люди теперь могут владеть собственностью, даже производственными предприятиями, создавать свое дело, свободно заниматься бизнесом. Большинство действующих предприятий стали частными. Провозглашено право на забастовки, митинги, акции протеста, ликвидирована политическая цензура и т.д. и т.п. Однако, как и при советской власти, все эти права и свободы в той или иной мере остаются формальными декларациями. Разумеется, это не случайное совпадение, а закономерность. Достигнутая республикой государственная самостоятельность не изменила авторитарную природу унаследованной формы позднесоветской системы государственной власти. Социальное творчество было подменено привычным набором административно-бюрократических манипуляций, лишь имитирующих правовую регламентацию свободных рыночных отношений. Именно поэтому при всех позитивных тенденциях в Азербайджанском государстве и сегодня, 15 лет спустя со дня провозглашения его независимости, остается немало серьезных проблем, от решения которых зависит будущее республики как потенциально свободного общества и успешного, состоявшегося демократического государства.


Как известно, советская идеология и политическая система стали разваливаться еще до того, как СССР официально прекратил свое существование. Задолго до его развала была подготовлена почва для полной реставрации частной собственности как основного принципа всей социально-экономической и хозяйственной деятельности. Понадобилось совсем немного времени, чтобы в течение 1988–1991 гг. в результате политического кризиса, вызванного перестройкой, Советский Союз превратился в «постсоветское пространство». Это аморфное геополитическое понятие приобрело со временем значение долгого и болезненного (в ряде случаев конфронтационного) расставания бывших союзных республик со своим собственным 70-летним прошлым. И в то же время – как особый период обустройства новообразованных государств.


Постсоветизм – феномен переходного времени. Он соткан из того человеческого, социокультурного материала и тех политико-экономических отношений, находившихся к этому моменту в состоянии полураспада, что были унаследованы от эпохи позднего советизма. Если к этому добавить несовместимые с пережитками командно-административной системы демократические представления и иллюзии, благоприобретенные узким слоем молодой интеллигенции, мощный подъем протестного национального движения огромной массы населения в защиту Карабаха, территориальной целостности страны, то мы получим в первом приближении азербайджанскую модель постсоветизма, ставшего своеобразной переходной формой обретения независимости и суверенитета. Разумеется, это далеко не вся анатомия постсоветского исторического процесса – всего лишь отдельные штрихи сложной и противоречивой картины, в которой особо выделяется влиятельная партийно-хозяйственная номенклатура (то есть правящий слой советского Азербайджана) с ее идеологической бесплодностью, приверженностью к авторитаризму и «бесценным» опытом коррумпированной административно-управленческой деятельности.


Жизнь не стоит на месте и не оставляет, судя по многим признакам, места для сомнений в том, что постсоветизм к своему 15-летию исчерпал свои ресурсы или близок к тому, что переходный период завершается. А вместе с этим обнаруживается абсолютная исчерпанность постсоветской фазы развития республики.


«В принципе, – отмечает президент АР Ильхам Алиев, – процесс становления государственности во всех странах постсоветского пространства уже завершен…» И теперь уже неверно называть их «новообразованными» государствами, так как это уже сложившиеся на собственной основе современные государства, считает президент Азербайджана». (Из интервью телеканалу РТР 25 июля 2006 г.). Если это так, то Азербайджанская Республика обладает вновь созданной не только социально-экономической, но и политической, социальной, идеологической, моральной базой. В чем же состоят эти основания, способны ли они обеспечить дальнейшую полнокровную жизнедеятельность государства, служить динамичному развитию общества и личности в жестких конкурентных условиях современного мира? Адекватны ли они своеобразию, противоречиям и вызовам нынешнего геополитического положения АР, и не только в смысле национальной безопасности, но и национальной идентичности граждан государства – может быть, самой уязвимой грани национального суверенитета?


Как показал постсоветский опыт, официальное признание суверенитета новообразованного государства – это только начало становления его реальной независимости во внешнем мире и самостоятельности во внутренних вопросах становления независимой государственности и неразрывно связанном с ней обретением свободы и независимости граждан. Существующие проблемы вовсе не означают фатальной обреченности на социально-политическую стагнацию и интеллектуальную деградацию. Их еще можно преодолеть, скорректировав вектор общественно-политического развития страны за счет интенсификации социокультурного, интеллектуального, человеческого фактора, отнесясь к нему заинтересованно и ответственно.

Продолжение следует