Ноябрь 15th, 2006 | 12:00 дп

Многострадальный проект

  • Аркадий РАКИТИН
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Как в Госдуме разрабатывается закон о национальной политике России
Не первый год российские парламентарии пытаются сформулировать в федеральном законе основные принципы государственной политики в сфере межнациональных отношений, но этот многострадальный проект до сих пор находится в стадии разработки и согласования. Очередное его обсуждение состоялось недавно на заседании профильного комитета Госдумы.

Предваряя дискуссию, председатель комитета Евгений Трофимов напомнил историю вопроса:


– Впервые законопроект был разослан в регионы для ознакомления еще в 2003 году. Органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ направили нам массу различных предложений, замечаний, исправлений и добавлений в этот документ. В результате внесения этих поправок у нас получился совершенно другой проект, в 2005 году мы еще раз разослали его по регионам и получили ответы из 82 субъектов Российской Федерации.


Их также необходимо было учесть в дальнейшей работе, а кроме того, мы решили провести круглые столы по этой тематике в Москве и Башкирии, в результате чего появилось еще больше содержательных материалов для корректировки проекта. Документ также рецензировали ученые целого ряда вузов страны, бывшие министры РФ по делам национальностей Рамазан Абдулатипов и Вячеслав Михайлов, многие другие специалисты.


Казалось бы, столь широкомасштабная работа над законопроектом должна была завершиться подготовкой выверенного документа, отвечающего всем требованиям и запросам, но в ходе заседания с участием не только депутатов, но и экспертов выяснилось, что будущий закон, как говорится, еще сыроват.


Споры между собравшимися начались уже по поводу названия законопроекта – «Федеральный закон «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации». Некоторые ученые сочли неправомерной замену термина «межнациональные» на «межэтнические», их оппоненты с этим не согласились, и разгорелась жаркая лингвистическая полемика…


Она практически не прекращалась в течение долгих трех часов, лишь иногда переходя в более спокойную фазу, а потом снова приобретая высокий накал. Эксперты увлеченно спорили о том, насколько правильно определены в преамбуле предмет и цели будущего закона, предлагали самые различные формулировки его статей, подвергая сомнению приведенные в обсуждаемом документе.


Характерный пример. Когда речь зашла о статье 13, озаглавленной «Предупреждение и разрешение межэтнических конфликтов», один из ученых не на шутку возмутился: «Это же означает, что мы разрешаем, то есть позволяем разжигание таких конфликтов! Простой человек поймет эти слова именно таким образом, буквально». Тут же возникла перепалка по поводу того, следует ли считать эти термины синонимами. К единому мнению так и не пришли, как, впрочем, и по большинству других вопросов, оказавшихся «камнями преткновения».


В итоге решили взять паузу и через две-три недели собраться еще раз, чтобы попытаться-таки довести законопроект до кондиций, позволяющих вынести документ на рассмотрение Госдумы. Правда, не факт, что это случится в текущем году, хотя Евгений Трофимов подчеркнул, что закон нужно принять нынешнему депутатскому корпусу, ибо в противном случае процесс может затянуться на несколько лет.


Кстати, в проекте, текст которого занимает двадцать печатных страниц, ни разу не упомянуты мигранты. Когда один из экспертов обратил внимание на это, ведущий коротко пояснил, что данная тема настолько многообразна и объемна, что ей следует посвятить специальный закон.

Что ж, будем ждать…