Ноябрь 15th, 2006 | 12:00 дп

Шуша: Мы еще вернемся!

  • Фархад Агамалиев
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

«АК» продолжает публикацию материалов, посвященных проблеме сохранения и спасения памятников азербайджанской истории и культуры
В каждой стране, в каждом краю есть места, с которыми связаны важнейшие вехи и события отечественной истории, которые чрезвычайно значимы для национального духа. В Азербайджане одно из таких мест – древняя Шуша. Город-крепость Шуша много лет был столицей азербайджанского Гарабахского ханства, созданного в середине XVIII века выдающимся политическим и государственным деятелем, Панахали ханом Джаванширом.

Для защиты от иноземных захватчиков Панахали хан построил несколько крепостей, в частности Баят и Шахбулаг, укрепил Аскеранскую крепость. Однако для безопасности края этого было далеко не достаточно. Как явствует из «Гарабагнаме» Мирзы Адигезал бека, «Истории Гарабага» Мирзы Джамада Джаваншира Гарабаги и «К политической истории Гарабагского ханства» Ахмед бека Джаваншира в 1756–1757 годах Панахали хан построил крепость, которая была названа Панахабад, а несколько позднее – по названию близлежащего села – Шушей. Среди местного населения эта крепость была известна под названием Гала». Довольно скоро, начиная со второй половины XVIII века, население города-крепости интенсивно начинает расти, и Шуша постепенно превращается в экономическом, политическом и культурном отношениях в один из значительных городов Азербайджана. В городе появляются многочисленные ремесленнические кварталы. Особенно развивается торговля. Шушинские купцы торговали с Тебризом, Тегераном, Исфаганом, Москвой и другими городами. В городе чеканилась серебряная монета – панабади (панахабади). Уже при Панахали хане в городе велись значительные благоустроительные работы. Город хорошел.

Шуша была важнейшим культурным и особенно музыкальным центром Азербайджана, там жили выдающиеся представители азербайджанской науки и культуры, ученые, поэты, писатели, музыканты. Это город великих азербайджанцев Узеира Гаджибекова и Бюль-Бюля, волшебников мугама Хана и Сеида Шушинских… Здесь поют, кажется, даже камни; при слове «Шуша» азербайджанское сердце прежде всего откликается неповторимым зянгюлле «Карабах шикястеси». Это родина великих поэтов Натаван и Вагифа, основоположника азербайджанского балета Афрасияба Бадалбейли, создателя тара Садыхджана, яркого публициста Н.Везирова.

Когда хотят подчеркнуть архитектурное своеобразие какого-нибудь древнего города, богатство и красоту его памятников, говорят образами: «музыка, застывшая в камне», или «музей под открытым небом». По отношению к Шуше справедливо и то и другое. Город застраивался в стиле традиционного азербайджанского национального зодчества. Но были у Шуши и свои, присущие только ей неповторимые черты. В книге выдающегося азербайджанского ученого, архитектора, члена-корреспондента НАН АР Шамиля Фатуллаева «Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX – начала XX века» рассказывается и о том общем, что роднит Шушу с другими городами Азербайджана, и о «лица необщем выраженье», присущем только этому городу-крепости. Ш.Фатуллаев пишет:

«В процессе роста города схема центра, развитая в трех направлениях, оказалась не только жизнеспособной и удобной для культурно-бытовых отправлений богатого города, каким была Шуша в то время, но способствовала образованию одного из колоритных архитектурно-планировочных решений в градостроительстве Азербайджана середины XIX века».

Ученый отмечает, что развитие Шуши не было определено заранее выработанным архитектурным планом. Город рос и развивался, подчиняясь прежде всего принципам целесообразности, военной и экономической, предельно органично вписываясь в естественный горный ландшафт с его туманами, неспокойным рельефом и сочной зеленью склонов и жилых районов. В том, что в законченном портрете Шуши гармонично слились черты лица воина и поэта, несомненное влияние выдающегося азербайджанского поэта, дипломата и великого визиря Карабахского ханства Молла Панах Вагифа. Именно он руководил строительством дворцовых и культовых сооружений Шуши во времена, которые определили завершенный образ этой жемчужины азербайджанской национальной культуры.

Сегодня Шуша оккупирована. Нам неизвестна судьба сотен памятников культуры на территории, захваченной армянскими вооруженными силами. Шушу мы обязательно освободим. Вопрос в том, что мы найдем сохранившимся из наследия города-крепости?