Декабрь 15th, 2006 | 12:00 дп

Да будет мир нашему дому

  • Фархад АГАМАЛИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Эксклюзивное интервью газете «Азербайджанский Конгресс» председателя Управления мусульман Кавказа, сопредседателя Межрелигиозного Совета СНГ Шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде

– Уважаемый хаджи Аллахшукюр Паша-заде! Как вы оцениваете религиозную ситуацию в Азербайджане и уровень межконфессионального диалога?


– С гордостью и благодарением Всевышнему можно свидетельствовать, что сегодня Азербайджан занимает достойное место в исламском мире. Подобающее положение и роль религии в жизни общества обусловлены демократическим устройством государства, наличием возможностей и условий для уврачевания ран, нанесенных религии за десятилетия воинствующего атеизма.


Азербайджан – светское государство, но государство, где проявляется огромное уважение к религии и религиозным чувствам граждан. Причем это касается не только мусульман, но и последователей других вероисповеданий – православия, иудаизма, католицизма.


Даже недруги Азербайджана, прилагающие большие усилия, чтобы очернить нашу страну в глазах международной общественности, не осмеливаются обвинить ее в религиозной нетерпимости и ксенофобии. Как отметил один из западных дипломатов, «Азербайджан вправе экспортировать не только свою нефть, но и присущую его народу, азербайджанскому обществу толерантность».


Мы, сыны и дочери разных народов, последователи различных вероисповеданий, являемся детьми одной земли, равноправными жителями одного дома, имя которому Азербайджан. Но если в одном доме царит лад, то это может служить добрым примером и для других, а в конечном счете привести к приязненным, искренним отношениям между всеми людьми, как к тому призывает наш Единый Творец.


Создатель, обращаясь к человечеству через Коран, дает нам наказ: «Пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого!» (Али-Имран, 104).


Сегодня как никогда прежде важно, чтобы в этой общине объединили свои усилия духовные пастыри всех народов, ибо только сообща мы можем способствовать решению как глобальных, так и локальных проблем, волнующих наши народы и все человечество.


Говоря о приоритетах, отмечу, что значительный миротворческий потенциал религий особенно активно должен использоваться в области межэтнических отношений, преодолении межнациональной вражды, достижении взаимопонимания и сотрудничества народов.


– Как вы оцениваете уровень религиозного сотрудничества Управления мусульман Кавказа с другими странами, в том числе с Русской Православной Церковью?


– В Азербайджане живет немало людей, исповедующих православие. Искренне братские, уважительные отношения между азербайджанцами и русскими – это и давняя традиция, и естественная реалия сегодняшнего дня. Несомненно, самую благотворную роль играет взаимосотрудничество, координация усилий Русской Православной Церкви и Управления мусульман Кавказа. Я выскажу свое твердое убеждение: подобные отношения, существуй они между главами всех религий, явились бы прекрасным примером для миллионов верующих, своеобразным ориентиром для людей разных национальностей и верований.


Мы со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II свой долг видим в том, чтобы всячески способствовать взаимообщению азербайджанцев и русских, созданию такого благоприятного климата и таких условий, при которых сыны и дочери наших народов – живут ли они в России или Азербайджане – были бы равноправными гражданами, пользовались заботой и покровительством своих государств, имели возможность в полной мере удовлетворять свои духовные нужды.


Именно на основе этого опыта по нашей со Святейшим Патриархом инициативе был создан Межрелигиозный Совет СНГ, в который вошли главы всех религий постсоветского пространства.


Само время требует от нас, чтобы религиозное сознание активно и целеустремленно выступало против войн и насилия, утверждало общечеловеческие ценности, настойчиво искало пути к торжеству мира, благополучия и счастья для наших народов, для всего человечества. Нашими совместными с Патриархом Алексием II усилиями минувшим летом в Москве состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров, на котором четко было обозначено отношение к ключевым проблемам современности. Обращаясь к народам и политическим лидерам, мы призвали всех отказаться от политики конфронтации и вражды, осуществлять разумную миролюбивую политику, объявить терроризм и насилие преступлением против человечества, разоблачать все то, что угрожает миру, провоцирует межнациональные конфликты, развивать межрелигиозное сотрудничество в пределах каждой страны и между странами.


Мы выразили надежду, что этот диалог продолжится, позволяя религиям внести свой посильный вклад в достижение согласия и взаимопонимания между народами. Этому способствовало бы более системное партнерство религиозных деятелей с Организацией Объединенных Наций. Отрадно, что эта идея, выдвинутая нами, нашла полную поддержку религиозных лидеров мира.


– Как обстоит дело с религиозным обучением в Азербайджане? Считаете ли вы местные учебные заведения достаточно квалифицированными для получения должного религиозного образования и довольны ли вы качеством знаний, приобретаемых согражданами за рубежом?


– Многолетнее господство атеистического режима насильно лишило несколько поколений людей традиционной системы религиозного воспитания в семье и школе, были истреблены или репрессированы тысячи высокообразованных религиозных деятелей.


По пальцам можно пересчитать тех, кому удалось получить религиозное образование в советское время. То же самое можно сказать и о количестве действовавших мечетей.


И конечно же, проблема подготовки религиозных кадров предстала во всей остроте, когда после обретения независимости в Азербайджане повсеместно начали функционировать мечети. Мы приложили максимум усилий, чтобы решить эту задачу, причем главным образом за счет выпускников Исламского университета при Управлении мусульман Кавказа. Ибо ни для кого не секрет, что у каждой из зарубежных стран, предоставляющей религиозное образование азербайджанским студентам, свои интересы – как политические, так и религиозные. Причем эти интересы не всегда совпадают с собственными интересами Азербайджана. Это проблема, с которой сталкиваются и другие мусульманские регионы постсоветского пространства. Конечно, это не означает, что мы полностью отвергаем подготовку кадров за рубежом. Она будет осуществляться и впредь. Например, во всемирно известном университете «Аль-Азхар» и других признанных очагах исламского образования. Но основной упор будет сделан на доморощенные кадры. С этой целью сейчас в Баку возводится современный комплекс, где мы сможем готовить кадры для Кавказа, мусульманских регионов СНГ.


– Уважаемый Шейх-уль-ислам, «исламский терроризм», «исламский экстремизм» – эти сочетания не сходят со страниц западной прессы. Насколько правомерны эти обвинения, направленные, по существу, против одной из мировых религий?


– Главное, из чего следовало бы исходить, анализируя события и ситуации, это то, что религия и экстремизм, религиозность и злодейство абсолютно несовместимы. Ни одна мировая религия не может служить знаменем для терроризма, насилия, агрессии.


Само слово «ислам» является производным от слова «салам» – мир. Каждую свою молитву мусульманин заканчивает словами: «Мир вам!» Ислам всегда призывал к взаимному узнаванию, а не игнорированию друг друга, к любви, а не к ненависти, к сближению, а не отчуждению: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом – самый благочестивый».


Те, кто кощунственно использует религиозные лозунги для оправдания своих злодеяний – истребления безвинных людей, террора и вандализма, – совершают тягчайшее преступление против человечества, но прежде всего – против Всевышнего Творца.


Конечно, мы прилагаем большие усилия, чтобы довести эту истину до несведущих, раскрыть истинные ценности ислама, его гуманистическую сущность, разоблачить провокационные намерения злоумышленников. Ведь совершенно очевидно, что одной из главных их целей является именно дискредитация ислама.


К великому сожалению, и здесь используется пресловутая политика двойных стандартов. В сочетании со словом «терроризм» не упоминается ни одна другая религия – только ислам. Не будет преувеличением сказать, что задействованы значительные силы и средства для дискредитации нашей веры, нагнетания антиисламских настроений. Однако мы верим, что, иншалла, истина восторжествует и в первую очередь благодаря тому, что сама жизнь продемонстрирует всему миру огромный духовный потенциал ислама, его гуманистическую сущность.

Пользуясь случаем, в преддверии наступающего Нового года хочу пожелать членам нашей диаспоры счастья, здоровья, успехов во всех начинаниях, угодных Всевышнему, и еще раз призвать наших соотечественников в России всегда жить в ладу со своей совестью, в мире и согласии с представителями других народов.