Декабрь 15th, 2006 | 12:00 дп

В новый год без «Старого Интуриста»

  • Энвер ГАСЫМОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Или прощание с романтическим прошлым
– Глядя на происходящее в Баку, я поражаюсь способности человеческого сердца выносить огромные стрессы, которые неминуемо возникают при взгляде на то, как на наших глазах происходит убийство нашей памяти, нашей чести и достоинства, – признался в интервью республиканским СМИ заслуженный строитель Азербайджана Эмиль Ахундов. – Ведь для бакинца дорог каждый уголок его родного города. Мы родились, выросли и постарели в этом самом для нас прекрасном городе мира. В Баку благодаря деятельности наших великих меценатов прошлого – Тагиева, Нагиева, Ашурбековых – соединились такие архитектурные стили, как неоклассицизм и необарокко.

Для нас не пустой звук, а часть жизни, причем лучшая ее часть, такие названия, как «Старый Интурист», кинотеатр «Вэтэн», ресторан «Новая Европа», Музей Низами, «Жемчужина» на приморском бульваре, площадь Фонтанов, Молоканский садик. Именно тут бакинцы назначали свои первые свидания, сюда они стремились с первым букетом цветов, здесь встречались с друзьями, многие из которых уже либо уехали, либо скончались, унося в своем сердце память о прекрасном мираже под названием старый Баку.


Да, я не оговорился, именно мираже. Ибо сегодня, глядя на то, как временщики разрушают Баку, я уже начинаю задумываться о том, существовал ли вообще город моей молодости, не был ли он миражом.


И сомнения эти растут день ото дня. Ибо день ото дня идет целенаправленное уничтожение всего того, что напоминало бы бакинцам о славном прошлом некогда великого города. Вот, канул в Лету и «Старый Интурист», который создавался великим академиком Щусевым, автором проекта московского Мавзолея.


Я помню, как, будучи молодым, я приходил в «Старый Интурист». Я помню зеркала этого ресторана и неимоверно толстого человека по имени Иван Иванович, который был метрдотелем «Старого Интуриста». Я помню оркестр этого заведения, который остался в моей памяти своим исполнением композиции «Что стоишь, качаясь, красная рябина?».


В этом оркестре играли лучшие музыканты города. К примеру, на саксофоне играл толстый армянин, прозвище которого было Капиталист. На контрабасе тогда играл ныне живущий в Германии бывший профессор филармонии по фамилии Гусейнов, на аккордеоне играл Мишка Маркаров, а на ударниках – великий Лубенский! Это было потрясающе, это было непередаваемо!


Увы, нынешнему поколению бакинцев не довелось этого увидеть. И еще страшнее то, что их детям не доведется увидеть ничего из того, что составляло облик старого Баку. Сегодня уже снесли более трехсот зданий, представляющих архитектурно-историческую ценность. Это преступление перед будущими поколениями азербайджанцев, которому нет оправдания.


Поверьте – очень больно наблюдать за тем, как честь и достоинство люди разменивают на «желтого дьявола», то есть на золото.



Кстати


Азербайджанские журналисты провели собственное расследование и выяснили, что ни одна из ответственных структур не в курсе того, что сносится здание «Старого Интуриста».


Хотя здание находится на балансе Министерства культуры и туризма, в министерстве заявили, что не располагают информацией о сносе историко-архитектурного памятника культуры. В числе структур, ответственных за сохранность объекта, следует отметить Бакинскую исполнительную власть, где журналисты и попытались найти ответ на это загадочное обстоятельство. Но в мэрии уклонились от ответа.

Пресс-служба ИВ посоветовала газетчикам обратиться в Управление архитектуры. К сожалению, оказалось, что это учреждение не несет ответственности за сохранность памятника. В Управлении архитектуры журналистов направили в ИВ Сабаильского района. Главный архитектор Сабаильской исполнительной власти Эмиль Бабаев сообщил, что никто не брал у них разрешения на снос «Старого Интуриста», и попросил задать этот вопрос мэру Гаджибале Абуталыбову. В результате этого расследования по замкнутому кругу так и не удалось узнать, кто же несет ответственность за снос историко-архитектурного памятника местного значения.