Январь 15th, 2007 | 12:00 дп

Гори, гори, звезда мигранта

  • Лейла ИБРАГИМОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Александр Митта о кино и не только
В Доме кино Союза кинематографистов России прошел XII Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Кинофорум возглавил президент Гильдии кинорежиссеров России, народный артист СССР Марлен Хуциев.
За неделю были продемонстрированы 137 фильмов. Конкурсная программа, состоявшая из 11 полнометражных и 25 короткометражных игровых, 43 документальных, 5 анимационных фильмов, оценивалась членами компетентного жюри. В международной панораме были представлены 6 документальных и 12 игровых лент, созданных кинематографистами 16 стран.

В день открытия фестиваля состоялась церемония вручения призов от общественной организации Гильдии кинорежиссеров России. Первым награжденным премией «За гражданскую позицию, принципиальность и вклад в развитие киноискусства» стал режиссер театра и кино, народный артист России Андрей Сергеевич Кончаловский.


Приз ему вручил вице-президент Гильдии кинорежиссеров России Александр Митта. После окончания церемонии прославленный режиссер дал интервью корреспонденту газеты «АК».


– Александр Наумович, сегодня вы вручили приз Гильдии кинорежиссеров России «За гражданскую позицию, принципиальность и вклад в развитие киноискусства» Андрею Сергеевичу Кончаловскому. В рамках фестиваля «Сталкер» пройдет показ его фильма «Гейдар Алиев. Бремя власти». Знакомы ли вы с ним?


– Не только знаком, я – его восхищенный зритель. Лента была показана на фестивале документального кино в Екатеринбурге, где вызвала большой резонанс. Зрительный зал был полон, люди хорошо восприняли картину.


– Сам Андрон Кончаловский назвал свою работу политически некорректной…


– Да, фильм «Гейдар Алиев. Бремя власти» нетрадиционен. Но Гейдар Алиев – уникальная фигура. Он был первым человеком в Азербайджане во времена СССР, потом отошел от власти, но вскоре возродился как политик и по воле народа возглавил Азербайджан в очень сложный для страны период. Гейдар Алиев сделал то, чего, к сожалению, до сих пор не сделали политики в России. Он сохранил нефть, как национальное достояние, обеспечил стране долгую перспективу роста, укрепил позицию своего государства на международной арене. Все это превратило Гейдара Алиева в национального героя Азербайджана.


Андрон Кончаловский очень убедительно и профессионально показал Алиева как человека, который преодолевал реальные препятствия с невероятным трудом, но добивался успеха. Этот фильм как образец творчества меня восхитил. Кроме того, он, конечно, интересен зрителям, в нем показан пример того, что же такое «просвещенный правитель», чем он может заслужить благодарность своего народа, что он должен, а чего не должен делать. Это умная, серьезная и профессиональная картина с ясной гражданской позицией.


– Фильм не вдохновил лично вас на создание подобной картины?


– Он подвигнул меня на то, чтобы серьезно задуматься об этом. Теоретически я понимал, что просвещенный правитель – это интересный аспект руководства государством. Россия скорее склонна к тому, чтобы идти в фарватере просвещенного правителя, чем к демократическому правлению. Слишком много денег течет в недрах нашего государства, и слишком велико искушение пришедших к власти использовать ее, чтобы получить влияние в сфере капитализации ресурсов России. До сих пор драматичны судьбы Байкала и российских лесов, которые являются фантастической ценностью, но растрачиваются и разлетаются в полном несоответствии с тем, какую пользу могут принести человечеству.


Ухудшается ситуация с трудовыми мигрантами, которых остро не хватает России. Но наша страна нуждается в законопослушных иммигрантах, которые являются носителями трудового потенциала, а не поставщиками взяток для представителей разных уровней власти.


Во всех развитых странах мира существует трудовая миграция, и такой вопрос, как продовольственные рынки, решается с их помощью. Так, в Германии рынки заняты турками, а во Франции – корейцами. Почему же в России граждане ближнего зарубежья, обеспечившие страну притоком свежих овощей и фруктов, а на рынках у них хорошо налажены торговые связи, должны освобождать места для русских людей, которые не хотят или не умеют торговать? После выхода постановлений правительства России итог получился безрадостный: московские рынки пустуют, цены растут, страдают россияне. Это маленький вопрос, но решается он безграмотно. А по моему мнению, звезда мигрантов не должна потухнуть. Так же неадекватно решается проблема русских людей, бывших граждан СССР, которые волею судеб оказались за пределами России. Например, Англия решила эту задачу очень просто: руководство страны объявило, что все граждане, которые жили в государствах, входивших в состав Британской империи, являются подданными империи. И ничего страшного не произошло. Не рухнуло государство от того, что культурные индусы стали проживать в стране и приносить ей пользу. В Англии самые лучшие врачи – индусы и самые лучшие компьютерщики – индусы. И Германия не рухнула от того, что три поколения турок, которых в стране насчитывается несколько миллионов, создали основу финансового благополучия государства. Турки просто превратились в граждан Германии. Подобных вопросов, требующих авторитарного решения просвещенного правителя, стоит перед нашим государством великое множество. Это я сказал к тому, что проблема просвещенного правителя, которую поднял Андрон Кончаловский в своем фильме о Гейдаре Алиеве, очень серьезная. Каждый его фильм поднимает и высвечивает подобные стоящие перед нашим обществом проблемы.


– Над чем вы сейчас работаете?


– Довольно долго я преподавал в Германии, учил молодых режиссеров основам режиссуры и профессионального мастерства. Эти знания сейчас востребованы и в России. В нашей стране возрождается кино, мы богаты талантами и людьми, имеющими творческие идеи, но не оснащенными профессиональной подготовкой. Рост кино и рост профессионального уровня российских кинематографистов – это не одно и то же. Уровень профессиональной подготовки западных молодых кинематографистов заметно выше уровня подготовки российской творческой молодежи. Отечественный кинематограф сделал первый шаг – у нас вновь появилось кино. Следующим шагом должен стать выход на мировой уровень и достойная конкуренция с западными кинематографистами. И в этом случае недостаток профессиональной подготовки – очень серьезная вещь. Я делаю цикл лекций на DVD для повышения профессионализма молодых российских кинематографистов.


– Вы – создатель целого ряда выдающихся фильмов, на которых было воспитано не одно поколение россиян. Почему сейчас вы ничего не снимаете? Ведь каждый ваш фильм становится кинематографическим событием!


– На моем столе лежат два сценария, но я не тороплюсь их снимать. Начиная новую картину, я на год-полтора совершенно «улетаю» из общественной жизни. Я думаю, что подошло мое время заплатить долги. Очень долго я был аполитичен, занимался своим делом и думал: «Я делаю кино, и это мой вклад». Но это не так! Сейчас перед российскими кинематографистами стоит немало серьезных проблем, одной из которых является защита и реконструкция Дома кино. В нашей стране выросли различные профессиональные гильдии, способные оказать серьезную помощь тому, чтобы Дом кино был реконструирован и осуществлял свои функции в рамках Союза кинематографистов. Социальные функции союза, как и он сам, сегодня резко изменились. Раньше Союз кинематографистов был, по сути, организацией режимной, куда художников собирали и держали. Их поощряли, создавали какие-то блага, но это была организация контроля. Сейчас никакого контроля нет, можно работать самостоятельно. Я создаю фильмы, но считаю, что для общего блага нужно потратить немного времени, чтобы помочь социальной защите Союза кинематографистов и развить его на благо российской культуре.



Наша справка

Александр Митта – режиссер, принадлежащий к поколению «шестидесятников». Создал 13 художественных фильмов, каждый из которых полюбился миллионам зрителей, привлек к себе внимание специалистов экранного искусства. Среди них такие ленты, как «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Экипаж», «Граница», «Затерянный в Сибири»…