Январь 15th, 2007 | 12:00 дп

Гянджа: 25 веков спустя

  • Таир КАДЫМОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Нынешний год в Гяндже – особенный. Древний город Азербайджана отметил 2500-летие и впервые за свою многовековую историю столкнулся с явлением, свойственным крупным мегаполисам: в Гяндже появились автомобильные пробки! Заметный рост доходов горожан, впрочем, как и городской казны, все больше преображает город. Здесь началось строительство высотных домов, а строителей совсем не пугает высокая сейсмичность зоны.

Ворота в мир

Когда несколько лет назад в Гянджу главой исполнительной власти был назначен бакинец Эльдар Азизов, коренные жители города настороженно восприняли его приезд. Однако буквально через несколько месяцев новый городской голова полностью развенчал все мифы и предубеждения по поводу резонности его пребывания на этом посту. Дело в том, что вместе с новым мэром в начале 2003 года во второй по величине и значению город Азербайджана пришли финансовые ресурсы. Впервые за многие годы в Гяндже прекратились перебои в электроснабжении и регулярно стали асфальтироваться улицы. Сегодняшняя Гянджа заметно отличается от города, скажем, 2000 года.

Скупые цифры статистики отчетливо показывают прогресс. За первые 9 месяцев 2006 года ВВП города, по-прежнему остающегося в республиканском подчинении, вырос на 24%. И это при том, что Гянджа в отличие от Баку не имеет энергетической подушки в виде нефтеперерабатывающих заводов и прочего хозяйства, а зарабатывает исключительно на развитии ненефтяного сектора. Только за этот год в городе появилось более 9 тысяч новых рабочих мест. Преобразились 16 улиц, в жилых массивах созданы новые парки. Для семей шехидов построен жилой дом на 40 квартир. В соответствии с указанием президента Ильхама Алиева, посетившего Гянджу 31 октября, в городе началась подготовка к строительству здания театра на тысячу зрительских мест, 50-метрового плавательного бассейна и нового спортивно-концертного зала.

Это только часть масштабного плана преобразования старинного азербайджанского города. В дни приезда президента состоялась торжественная церемония открытия нового международного аэропорта Гянджи. Теперь город получил собственные ворота в мир, соответствующие самым последним мировым стандартам. Теперь в случае нелетной погоды в бакинском аэропорту имени Гейдара Алиева самолетам, следующим в Азербайджан, не придется приземляться на запасных аэродромах за границей (в Тбилиси или даже Туркменбаши), а смело брать курс на Гянджу.

Самолет главы государства стал первым лайнером, опробовавшим новую технологическую систему, созданную в гянджинском аэропорту. Нареканий у экзаменаторов не возникло. По словам генерального директора госконцерна «Азербайджан Хава Йоллары» Джахангира Аскерова, гянджинский международный аэропорт – третий в республике после воздушных гаваней Баку и Нахчывана. В рамках проекта его полной модернизации была построена взлетно-посадочная полоса протяженностью 3300 метров, трехэтажное здание аэровокзала, а также грузовые терминалы общей площадью 2000 квадратных метров.

Выступая на торжественной церемонии, президент Ильхам Алиев не мог сдержать своего восторга. По его мнению, аэропорт отвечает самым высоким мировым стандартам и придаст импульс развитию всего региона.

Возвращение Хан Багы

А тем временем стоимость 3-комнатной квартиры в Гяндже уже достигла 25–30 тысяч долларов США. Стоимость коммерческих объектов среднего типа колеблется от 10 до 100 тысяч долларов США. Еще три года назад цены были ниже в 8–10 раз. Большие инвестиции, хлынувшие в западный регион страны, позволили не только благоустроить город, но и начать строительство жилья. Отток населения прекратился, и те, что покинули Гянджу в середине 90-х, начали постепенно возвращаться домой. Гянджинцы, осевшие в России, активно скупают недвижимость у себя на родине, что еще больше подогревает рынок. В западной столице Азербайджана появились высотки, началось строительство новых гостиниц.

Глава исполнительной власти Гянджи Эльдар Азизов очень осторожно подходит к строительному буму, захлестнувшему город. По его словам, руководство обязательно учитывает при строительстве новых зданий и генеральный план застройки Гянджи, и пожелания общественности.

– Мы стараемся соблюдать при строительстве также западный и восточный опыт градостроения, не нарушая неповторимого облика города. Историческая часть Гянджи представляет интерес в плане архитектуры, и ее сохранение очень важно. В городе введены ограничения на строительство высотных зданий вокруг Хан Багы, мечети Шаха Аббаса, чтобы сохранить исторически сложившийся там архитектурный ансамбль и не нарушать естественных пропорций. Строительным материалом может быть только кирпич. Что же касается окраины Гянджи, то мы даем полную свободу предпринимателям и разрешаем строить здания в стиле хайтек. То есть в городе должны существовать места, в которых можно вести строительство, и места, в которых его вести нельзя, – считает городской голова. – В Гяндже построена и миниатюрная Девичья башня, и главная пешеходная улица очень напоминает бакинскую Торговую. Украшением города стала колонна с бронзовой скульптурой «Ай улдуз», покрытой сусальным золотом. Построенный возле мэрии фонтан сделали поющим. Это, кстати, первое подобное сооружение в Азербайджане. Город постепенно благоустраивается от центра к окраинам. Зачистка от ларьков, сначала вызвавшая нарекания и возмущения, сегодня уже не вспоминается. В результате предпринятых жестких мер была фактически спасена от разорения одна из достопримечательностей города – Хан Багы. Это уникальный зеленый парк, заложенный еще в XVII веке, насчитывал более 160 ценных видов деревьев, саженцы которых гянджинские ханы взимали в виде налога у караванщиков, державших путь по Великому шелковому пути в страны Европы. В этом удивительном месте, среди могучих деревьев, поражающих своей красотой и величием, многим из которых по 300 лет, была развернута стихийная уличная торговля. Сегодня все иначе. Торговцы ушли, а люди беспрепятственно гуляют по парку.

На удивление французам

Гянджинцы по праву гордятся своим вином. Винно-водочный завод АООТ «Гянджа Шараб-2» – единственное предприятие в республике, которое имеет право выпускать свою винную продукцию. Дело в том, что Государственное агентство по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджана недавно приостановило производство на четырех из пяти крупных винодельческих предприятий Азербайджана – кроме гянджинского завода. Основной причиной такого решения явилось несоответствие качества производства на этих предприятиях определенным стандартам.

Сегодня на «Гянджа Шараб-2» работают более 300 человек. Они производят вина прекрасных вкусовых качеств, которым, как рассказывает его директор, удивляются даже французы. Весь виноград, используемый в производстве, местный. Для этого предприятие активно работает с фермерами, в том числе и в русском селе Ивановка, чей бренд успешно использует завод.

Продукция завода (это такие марки азербайджанских вин, как «7 красавиц», «Караван-сарай», «Мадраса», «Ивановка» и другие) была представлена на различных международных выставках и удостоена 20 медалей и дипломов. Качество – результат строжайшего контроля над всеми этапами изготовления вин. Проверяется сладость винограда, контролируется процесс брожения, температура. Гянджинцы отправляют свою продукцию на экспорт и в Москву, где пока не встретили нареканий у грозного ведомства – Роспотребнадзора.

Еще один предмет гордости гянджинцев – автосборочное предприятие Гянджинский автомобильный завод (ГАЗ). Всего три года назад цеха предприятия были безлюдны и пусты. Сегодня там кипит работа по сборке автомобилей самого разного назначения. На очереди и сборка тракторов. Благо возможностей и ресурсов для налаживания новых производств достаточно.

Город активно участвует в цикле алюминиевого производства, полностью сосредоточенного в Азербайджане, действуют и технологические предприятия – завод по производству металлопластика, приборостроительный. Заказчиками последнего выступают компании с Украины, из Беларуси, России. Товары этого завода относительно недорогие и в то же время высококачественные.