Январь 15th, 2007 | 12:00 дп

Правопорядку – да, дискриминации – нет

  • Ибрагим МЕЛИКОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Как сообщалось в декабрьском номере «АК», комитетом по информационно-аналитической работе ВАК было проведено очередное заседание круглого стола, посвященное проблемной этносоциальной ситуации вокруг трудовых мигрантов из ближнего зарубежья, возникшей в связи с Постановлением правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранным гражданам временной трудовой деятельности в Российской Федерации» от 15 ноября 2006 г.

Заседание круглого стола вступительным словом открыл председатель комитета информационно-аналитической работы, вице-президент ВАК А.Дашдамиров:


– Особую озабоченность вызывает тот отрицательный идеологический, морально-психологический фон, который многие годы сопровождает тему трудовых мигрантов, занятых в сфере потребительских рынков, неизбежно накладывается на то, каким образом могут реализовываться принятые властями решения. При участии многих СМИ создан негативный образ иммигрантов из ближнего зарубежья, сотканный из мифов, в которых смешаны нелепые преувеличения, грубая ложь и дезинформация. К примеру, миф о миллионных, миллиардных потерях, которые несет страна из-за иммигрантов, которые переводят на родину зарабатываемые ими в России деньги. И ведь никто не обращает внимания на то, что эти деньги, во-первых, не украдены, а заработаны этими людьми. Но дело не только в этом. Во-вторых, как свидетельствуют исследования социологов, мигранты тратят значительные средства за свое проживание, приобретают собственность и т.д., и т.п. Что же касается неуплаты налогов, то эта проблема и должна решаться через легализацию мигрантов и их труда, что в значительной мере зависит не столько от них, сколько от принимающей стороны.


Впервые за многие годы только теперь стал наводиться определенный порядок в этом деле. Между тем дешевый труд гастарбайтеров на самом деле приносит огромные прибыли России. По подсчетам специалистов, прибыль от эксплуатации незаконных мигрантов составила в 2004 году 7,5 миллиарда долларов. Гигантская сумма и весьма убедительная. Но об этом мало кто знает, так как публика научных статей не читает… А мифы об огромном ущербе стране постоянно воспроизводятся с подачи тех чиновников, которые ограничиваются лишь тем, что фиксируют денежные переводы. Такое же распространение имеет миф об этнической преступности, о преступных группировках «кавказских национальностей». Хотя и говорят, что «преступность не имеет национальности», на самом деле преступления совершаются людьми, имеющими то или иное этническое (национальное) происхождение. Но преступниками они становятся не в силу своей этнической принадлежности, а совсем по другим, более сложным и глубоким причинам. Если об этом не говорить, то у людей, не склонных к размышлениям, формируются стойкие представления (стереотипы) о целых нациях – «поставщиках преступных элементов». В среде гастарбайтеров, незаконной миграции, есть немало людей, совершающих правонарушения, уголовные преступления. И это, разумеется, не миф. Миф в другом: не иммигранты создали теневую экономику в России, но, втягиваясь в незаконный бизнес, они ухудшают криминогенную ситуацию в стране. А создается впечатление, что именно они – главный источник преступлений.


И еще об одном. В последнее время в СМИ внедряется новое этническое клише – «этнический бизнес», еще одна страшилка, создающая впечатление угрозы отечественной экономике, которая, возможно, нужна, чтобы послужить оправданию для того, чтобы изгнать из городских рынков (а может быть, не только из рынков) «кавказский», в том числе «азербайджанский», «элемент». Впрочем, надолго ли? Прогнозы специалистов крайне противоречивы. Характер деятельности людей, коллективов, как известно, определяется не их национальной принадлежностью, а содержанием этой деятельности – производственной, торговой, криминальной и т.д., и т.п. Если бы речь шла о народных обрядах, обычаях, их соблюдении, культивировании, то в этом случае естественно говорить об этнокультурной деятельности. Но воровство, грабеж, взяточничество, что там еще – не несут особой этнической нагрузки. Преступления совершаются независимо от этнических отношений, но в контексте той среды, где это происходит.


Все это не частные вопросы, они формируют негативное отношение к людям другой культуры, языка и цвета кожи, служат оправданием для гонений, жестокого обращения, насилия. Конечно, во всем, что касается трудовой деятельности мигрантов, пребывания иностранцев в стране, каким бы видом трудовой деятельности они ни занимались, должен быть установлен нормальный правопорядок, должны быть законность и справедливое отношение. А это возможно лишь при условии недопущения национальной и иной дискриминации.


В связи с этим нельзя не обратить внимания на вводимые запреты на работу иностранцев на торговых рынках. В московских СМИ уже поднимается вопрос о том, что этим нарушается Конституция в части прав человека. По этому поводу было сделано специальное заявление Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. Хотелось бы надеяться, что подобные крайности будут устранены.


Возвращаясь к вопросу об отношении населения к иностранным работникам, хочу поделиться интересным наблюдением. В период с 1979 по1989 год масштабы миграции в РСФСР из других союзных республик были более значительны, чем в последующий период. Азербайджанцы торговали на рынках российских городов многие десятилетия, и это не вызывало особых нареканий у населения. Волны этнофобии и насилия стали происходить лишь в наши дни. Почему? Миграционные процессы в советские времена регулировались государством, а торговая деятельность контролировалась местными властями, проявлявшими заинтересованность в торговцах из Азербайджана. А главное – не делалось заметных попыток навязывать общественному мнению образы мигрантов-врагов, возбуждающих у населения национальную неприязнь. Не в этом ли все дело?


К сожалению, принятая в июне 2002 года Концепция миграционной политики РФ мотивировалась, судя по всему, не только необходимостью четкого регулирования миграционных потоков и цивилизованного использования труда мигрантов. В этом и других решениях сказались низкая профессиональная квалификация управленцев и поощряемые политиками и некоторой частью СМИ антииммигрантские и ксенофобские настроения. Таким образом, джинн ксенофобии, обращенной на мигрантов, оказался на воле и всерьез овладел общественными настроениями. Избавиться от такого джинна будет очень непросто, но это не значит, что невозможно. Обнадеживает позиция президента РФ, адресовавшего кабинету министров целый пакет мер по борьбе с экстремизмом. Обществу послан ясный сигнал о том, чтобы на пропаганду национализма, расизма было наложено вето. Конечно, это только первый шаг, и за ним должны последовать конкретные, действенные меры по борьбе с национализмом, как опасной социальной болезни, причем чрезвычайно инфекционной.



Говорят участники


А.Тагиев, вице-президент ВАК, вице-президент Союза юристов России, в своем выступлении отметил, что постановление не учитывает, что розничная торговля предполагает различный ассортимент товаров. Кроме того, необходимо понимать, что рынок всегда предполагает элемент посредничества. Производитель сельскохозяйственных товаров не стоит за прилавком. Поэтому несерьезно говорить о том, чтобы предоставить места на рынках производителям сельхозпродукции. Практика, которая существует на рынках, показывает, что все места, которые дали производителям сельскохозяйственной продукции, свободны. Таким образом, постановление на руку крупным торгующим организациям, супермаркетам типа «Перекрестка», «Ашана», «Седьмого континента», которые заинтересованы, чтобы на рынках цены были менее конкурентоспособными.


* * *


Г.Гамзаев, первый заместитель исполнительного директора ВАК, обратил внимание на высказывания министра московского правительства, в котором он отмечает огромную роль азербайджанцев в восстановлении вещевых и продовольственных рынков в 90-х годах. Но сегодня, когда закрываются рынки, мигрантам предлагается работать в сфере сельского хозяйства. И это вызывает резонный вопрос: через пять – десять лет, когда азербайджанцы поднимут сельское хозяйство на местах, не будут ли их опять выгонять, как сейчас выгоняют с рынков?


* * *


В.Боков, начальник управления межнациональных отношений Департамента межрегиональных связей и национальной политики правительства Москвы, отметил, что борьба с незаконной миграцией не предполагает, что нужно разрушать устойчивые жизнеобеспечивающие точки в Москве, какими являются в том числе и рынки. И поэтому информацию о том, что рынки частично опустели, москвичи мгновенно почувствовали на себе. Здесь неизбежна реакция общества, и она должна внести какую-то такую особую озабоченность руководителям нашего города. Потому что допускать резкое снижение качества работы с москвичами в сфере потребительского рынка – значит поставить под вопрос очень многие вещи, которые годами шаг за шагом достигаются. Такие резкие шаги, обозначенные в постановлении, разрушают наработанное годами. И очевидно, что они какими-то научными или мониторинговыми положениями не обоснованы, а придуманы чиновниками в кабинетных кулуарах.


* * *


А.Поздняков, советник отдела правительства РФ по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями, отметил, что предпосылкой постановления стало совпадение сразу нескольких факторов, вступивших в действие одновременно. Это, конечно, волна массовых отравлений фальшивой водкой. Кроме того, сюда примешивается запрет на ввоз грузинских и молдавских вин. Получается некая цепная реакция. Те же проблемы возникли с лекарствами. Но если брать лекарства, то, на мой взгляд, это проблема дальневосточных субъектов, связанная с китайской, корейской активностью. Алкоголь тоже в наименьшей степени касается азербайджанской диаспоры. Продовольственные же рынки, на которых работают азербайджанцы, оказались в этом контексте. Все эти проблемы для простоты, видимо, объединили в одно целое.


Докладчик подчеркнул роль такой авторитетной организации, какой является ВАК, в решении вопросов адаптации азербайджанцев к российской действительности. Это известный факт, что большой процент людей приезжают из сельской местности, не готовы интегрироваться не просто в российскую или какую-то другую среду, а просто теряются из-за сложности большого города.


* * *


В своем выступлении Р.Тагиев, заведующий отделом Министерства труда и социального обеспечения Азербайджанской Республики, рассказал о своих встречах с представителями федеральных и московских властей, с которыми нашел взаимопонимание по вопросам, связанным с постановлением. Отметил и их мнение о противоречии между начавшейся конструктивной политической линией по работе с мигрантами и данным постановлением.


* * *


В.Захаров, старший научный сотрудник научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО(У) МИД РФ, советник Общественной палаты РФ отметил, что появление подобных решений, постановлений – это результат непонимания того, что происходит на всем Кавказе: на Северном, в Закавказье и в Средней Азии. «Вы знаете, вот мы три года бьемся над тем, чтобы был создан такой научно-координационный совет, научно-исследовательский совет, как угодно его называть, институт, лаборатория, все что угодно, лишь бы занималось вот этими проблемами», – сказал он.


* * *


И.Меликов, доктор философских наук, подчеркнул, что, скорее всего, цель постановления лежит в сфере массовой психологии: не дать забыть массовому сознанию вопрос о мигрантах, которых сделали объектом надуманной виртуальной проблемы. На самом деле Россия остро нуждается в мигрантах как поставщиках дешевой рабочей силы. Но реально она не может предоставить им соответствующие нормальные условия. И чтобы не вызвать их негодование, чтобы снять с себя ответственность, она начинает их обвинять. В результате власть довольна, поскольку тем самым продлевает свое существование, а массы оказываются нейтрализованными.


* * *


Ф.Пепинов, председатель российской организации турок-месхетинцев, отметил, что постановление всего лишь свидетельство растерянности властей и некоторая жертва в угоду общественности. Принимается постановление, которое не развивает торговлю, а ущемляет ее, ради того чтобы ублажить общественность. Власть подняла общество, а теперь сама боится этого движения общественности. И сами факты свидетельствуют о том, что не только мигранты из СНГ раздражают это самое массовое сознание. Негры – студенты из Африки, которых бьют, тоже вызывают раздражение.


* * *


А.Ромашин, заместитель председателя Российско-Азербайджанского общества дружбы подчеркнул, что постановление не является профессиональным и юридически отработанным. Это чисто эмоциональное постановление, которое вызвано некими пожеланиями со стороны высшего руководства. А иначе как объяснить, что сегодня же руководитель департамента продовольственного рынка Москвы сказал, что не хватает на рынках 60 тысяч сотрудников.


* * *


И.Гаджиев, член Президиума ВАК, председатель Московского регионального отделения ВАК, отметил, что в связи с постановлением обсуждался вопрос о выражении «этническая преступность», которое не сходит с уст властных органов и активно используется в СМИ. По имеющимся данным, основную массу преступлений в России совершают жители коренной национальности, на которых ложатся все тяжкие преступления. Безусловно, среди эмигрантов есть преступность, она имеет место быть, но говорить о каких-то глобальных размерах этнической преступности, о которых мы часто слышим из уст руководителей Управления внутренних дел Москвы, неправомерно.


* * *


П.Джамалов, председатель Совета казахской региональной национально-культурной автономии, подчеркнул, что идет вульгарная кампания по внедрению в сознание населения надуманной идеи об этнической преступности. Часто при этом руководствуются формальным подходом. Довольно часто имеет место путаница географической и национальной принадлежности.


* * *


Было отмечено, что в СМИ в последнее время появилось новое выражение «этнический бизнес», опасность которого заключается в том, что при желании его можно использовать опять же против выходцев из СНГ. О недопустимости этого говорили А.Дашдамиров, А.Тагиев, В.Боков, А.Поздняков.


Участники круглого стола отметили слабую миграционную политику в РФ. Об этом говорили В.Боков, А.Поздняков, Н.Бугай, ведущий советник департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ. Последний, в частности, обратил внимание, что на сегодняшний день департамент межнациональных отношений остается единственной структурой, созданной в многонациональном государстве, которая занимается выработкой национальной политики. С его точки зрения, было неправильным решение о ликвидации Министерства по делам национальностей, потому что необходимо вырабатывать национальную политику для столь огромного государства, включая и миграционные процессы. Без соответствующих государственных структур невозможно решить задачи по воспитанию культуры межнационального общения.


Многие выступающие подчеркивали роль общественных организаций в решении возникающих проблем с мигрантами. Б.Мордовин, заместитель директора Московского дома национальностей, отметил, что ВАК должен выступить в роли методического центра и оказать непосредственную методическую помощь территориальным образованиям.


Н.Бугай остановился на слабой активности институтов гражданского общества. Сила в общественных движениях огромная, если наладить их нормальную работу. Если национальных культурных автономий где-то 500, то всех общественных объединений по регистрации Минюста 147 тысяч. И если поставить перед ними проблему воспитания культуры межнационального общения, то работу с прибывающими мигрантами можно было бы рассматривать по-другому.


И.Гаджиев отметил, что существует серьезная проблема адаптации приезжих к такому большому мегаполису, как Москва. Рассказал о своих обращениях в различные инстанции, чтобы создать структуру, которая будет принимать наших соотечественников, которые не приспособлены к большому городу, и заниматься вопросами их жизни.

А.Ромашин предложил в каждом округе при префектурах организовать некую службу, в которой были бы связаны друг с другом такие составляющие, как правоохранительные органы, миграционная служба, социальная служба, общественные организации. Это было бы синтезом представителей государства и общественности. Первой задачей этих служб должно стать информационное обеспечение прибывающих.