Февраль 15th, 2007 | 12:00 дп

По законам экономики

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Loading ... Loading ...

    Решение Тарифного совета об установлении новых цен (тарифов) на ряд коммунальных услуг явилось самой обсуждаемой темой последнего месяца.
    Об основных причинах, показывающих назревшую необходимость этих реформ, в азербайджанских СМИ рассказывал Гейдар Бабаев, министр экономического развития Азербайджанской Республики, председатель Тарифного совета. Предлагаем выдержки из его выступлений. В качестве оппонента выступает наш постоянный автор, публицист Эмиль Агаев.

    Электроэнергия


    В данном случае тарифная реформа преследовала следующие цели: 1) обеспечение эффективности деятельности экономических субъектов в данном секторе путем доведения тарифа до уровня самоокупаемости (включая государственные компании «Азерэнержи», «Бакыэлектрикшебеке», «Сумгаитэлектрикшебеке», а также небольшие частные электрогенерирующие компании в виде гидроэлектростанций); 2) создание экономических условий для иностранных инвестиций в строительство новых мощностей и, таким образом, высвобождения государственных расходов для социальной политики в виде повышения зарплат учителям и врачам, строительства дорог, школ и больниц и других направлений; и, наконец, 3) обеспечение рационального потребления энергии и устранение искажений в системе учета и сборов в этой сфере.


    Согласно расчетам Тарифного совета, основанным на данных, предоставленных «Азерэнержи», выработка одного киловатт-часа электроэнергии в нашей энергосистеме обходится в среднем примерно в 5,1 гяпика. Установленная продажная оптовая цена до 8 января составляла 1,4 гяпика. Вопрос: «Как вы думаете, кто и каким образом компенсировал «Азерэнержи» разницу в 3,7 гяпика за каждый выработанный киловатт-час?» Ответ: «Государство из бюджета. Финансируя или, точнее, субсидируя таким образом выработку электроэнергии, государство лишалось средств, которые сегодня так необходимы для повышения доходов бюджетников и малоимущего населения. Только бюджет 2007 г. предусматривает выделение 330 миллионов манатов на косвенное субсидирование энергетического сектора, суммы, которая может быть направлена на насущные потребности малоимущих слоев населения.


    Решение Тарифного совета установило тот уровень тарифов, при котором выработка электроэнергии стала рентабельным занятием для частных инвестиций, в особенности для ведущих иностранных компаний, обладающих современными технологиями и долгосрочными финансовыми средствами.


    Несмотря на снижающийся в последнее время норматив потребления условного топлива для выработки электроэнергии, он все еще превышает мировой уровень в 1,5 раза (360–365 граммов условного топлива на 1 киловатт в Азербайджане против 230–250 граммов на 1 киловатт в мире в 2006 г.), несложно подсчитать возможные потери бюджета, компенсирующего и эту разницу. Расчеты показывают, что снижение потребления условного топлива по всей стране приведет к ежегодной экономии примерно в размере 1,8–2 миллиардов кубометров газа (200 миллионов манатов по внутренней цене, или 400–450 миллионов долларов США по цене предлагаемого российского газа).


    Часто звучащим обвинением оппонентов является соотношение уровня цен доходам населения. Обратимся от эмоций к цифрам – нынешние тарифы для населения на использование электроэнергии не менялись с 10 октября 1997 г. В указанном году размер средней заработной платы в Азербайджане составил 31 доллар США, минимальная заработная плата составляла 5500 старых манатов, или 1,1 нового маната. В 2006 г. средняя заработная плата равна 160 долларам США, а минимальный размер заработной платы – 40 новых манатов. Таким образом, за указанный период средний размер заработной платы поднялся в 5 раз, а уровень минимальной заработной платы и вовсе в 36 раз. Я далек от мысли сравнивать 2006 г. с 1997-м, однако цифры, как и факты, вещь упрямая.


    Введение реального уровня цен также неминуемо приведет к рациональному использованию электроэнергии, являющейся результатом переработки невозобновляемых углеводородных ресурсов. Причем рациональное использование должно быть достигнуто как со стороны населения, так и деловых кругов. Обратимся к цифрам. Согласно статистическим отчетам, использование электроэнергии со стороны населения в 2005 г. по сравнению с 1990 г. увеличилось в… 11 раз. Так, в 1990 г. население использовало 1065 млн кВт-ч, а в 2005 г. уже 12 253.


    Вода


    В результате решения Тарифного совета норматив потребления воды был снижен вдвое – с 12 кубометров до 6 кубометров на душу населения. Старый норматив был рассчитан исходя из условной нормы потребления в 400 литров воды в день на человека, и при принятии решения Тарифный совет исходил из реальной ситуации с водоснабжением. Учитывая, что процесс установки счетчиков для большинства потребителей еще не осуществлен, на практике это означает, что повышение цены за кубометр воды не коснется этой категории потребителей вовсе.


    Газ


    В вопросе снабжения газом следует напомнить, что политика правительства в установлении цены для населения в последние годы заключалась в том, чтобы не перекладывать бремя все возрастающей цены импортного российского газа на население. Однако безоговорочное субсидирование промышленных потребителей, в том числе и тех, кто обладает способностью и достаточной рентабельностью оплачивать свое потребление, не приводит в долгосрочном плане к оздоровлению предприятий или повышению эффективности их деятельности в рыночных условиях.


    Нефтепродукты


    Относительно установления цен на нефтепродукты хотелось бы отметить, что ГНКАР является не просто крупнейшим налогоплательщиком в государственный бюджет, но и самым крупным субъектом национальной экономики. ГНКАР выходит на региональные рынки – процесс, свидетелями которого мы все являемся. В то же самое время изменилась и акцизная составляющая конечной цены нефтепродуктов, что, в свою очередь, приведет к образованию дополнительных средств в бюджете, направляемых на обеспечение потребностей социально малозащищенных слоев населения. Безусловно, для достижения всех своих целей реформа должна сопровождаться улучшением качества предоставляемых услуг потребителям со стороны государственных компаний, работающих в этой сфере, в частности «Азерэнержи», «Бакыэлектрикшебеке», «Сумгаитэлектрикшебеке», «Азеригаз», «Азерсу» и т.д.


    Это было необходимо


    Принимая решение, Тарифный совет, являющийся коллегиальным органом, исходил из долгосрочных интересов развития экономики Азербайджана, необходимости покончить с неэффективной и губительной практикой косвенного субсидирования, создания эффективной и конкурентоспособной среды в важнейшем для эффективности любой экономики сектора коммунальных услуг. Принятое решение являлось абсолютно необходимым по неумолимым законам экономики, и цена промедления в сроках начала этих реформ была бы чрезмерно высокой для динамики экономического развития страны и интересов всех потребителей в целом.



    Наша справка


    Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал девять распоряжений в целях социальной защиты населения.


    В соответствии с распоряжениями о повышении минимальной ежемесячной заработной платы и о повышении базовой части трудовой пенсии по возрасту, с 1 февраля 2007 года президент поручил установить минимальную ежемесячную зарплату и базовую часть пенсии по возрасту в размере 50 манатов. Кроме того, с того же времени на 25 процентов будут повышены ежемесячные должностные оклады работников системы образования, здравоохранения, культуры, молодежи и спорта, учреждений социального обеспечения и научных и научно-исследовательских учреждений (за исключением Национальной академии наук Азербайджана).


    Еще одно распоряжение связано с индексацией страховой части трудовой пенсии и пенсионного капитала, накопленного в страховой части персональных счетов страхователей. Президент постановил поручить Государственному фонду социальной защиты Азербайджана осуществить индексацию страховой части трудовых пенсий и пенсионного капитала, накопленного в страховой части персональных счетов страхователей, на 1 января 2007 года в соответствии с уровнем индекса потребительских цен на 2006 год.

    Социальные меры, направленные на смягчение эффекта от повышения цен на энергоносители, коснутся 3,5 млн человек, проживающих в Азербайджане. А на реализацию этого социального пакета потребуется более 700 млн манатов.