Март 15th, 2007 | 12:00 дп

Образованный – значит свой

  • Ильгар ГАДЖИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Азербайджанская молодежь, оканчивающая российские вузы, за годы учебы и общения со своими российскими сверстниками обретает бесценный опыт адаптации и совместного жизнестроительства

Успешная жизнедеятельность азербайджанцев, равно как и представителей других народов, прибывших в Россию, зависит от многих составляющих. Но российские нововведения в миграционную политику выявили и новые аспекты в этой сфере. На первое место поставлена проблема адаптации к жизни в обществе с иными культурными традициями и поведенческими нормами. От этого зависит и психологическое самоощущение новичка, и возможность его нормального сосуществования с членами принимающего общества. Непонимание серьезности этой проблемы неизбежно ведет к изоляции, отчуждению и конфликтам.


Наблюдения и опыт позволяют утверждать, что одна из главных проблем, препятствующих скорейшей адаптации – это «огрехи» образования. Образованный человек быстрее и успешнее осваивает «коды» иной культуры, ему легче стать «своим» в новой среде. И наоборот. Понимание этих проблем предопределило решение Всероссийского Азербайджанского Конгресса уже на первых этапах своего становления создать Комитет по образованию и гуманитарным наукам.


Выступая недавно на заседании Комитета, президент ВАК Мамед Алиев отметил: «Образование – это основной вектор деятельности в вопросе адаптации мигрантов в Российской Федерации и единственный путь к изменению дисбаланса, который сложился в азербайджанской диаспоре в пользу предпринимателей разного калибра, работников розничной торговли и других неинтеллектуальных видов труда. Только опираясь на образовательную программу, можно в будущем претендовать на достойное место в российском обществе. Очевидно, что отношение к народу, уважение к нему складывается из количественного и качественного состава интеллектуальной элиты той или иной народности, проживающей в любом государстве мира».


Сегодня комитет строит свою деятельность в соответствии с этими целями и требованиями. В ходе переговоров ВАК с Министерством образования Азербайджана и Госкомиссией по приему студентов были получены квоты на поступление азербайджанцев в российские вузы. Частично эти квоты Конгресс реализовал среди азербайджанцев – выпускников российских школ. В настоящее время в 19 российских вузах обучаются 28 наших соотечественников. Но Комитет намерен поднять уровень сотрудничества между двумя странами в этой области на новую ступень. Уже сейчас, имея законченное среднее образование и хорошие оценки по профилирующим предметам, любой гражданин Азербайджана – выпускник российской школы – может обратиться в ВАК, чтобы пройти тестирование для поступления в российский вуз. Правда, об этом придется позаботиться заранее – ведь список желающих составляется за год до проведения вступительных экзаменов. Кроме того, с 2007 года азербайджанцам – выпускникам русского сектора – перед тестированием придется сдавать устный зачет по азербайджанскому языку.


Экзамены в российские высшие учебные заведения согласно договоренности ВАК с Министерством образования России и Министерством образования Азербайджана, с 2004 года в Конгрессе проводятся методом тестирования. Оценивает результаты тестов Госкомиссия Азербайджанской Республики по приему студентов. Если абитуриент успешно проходит испытание, ВАК не только предоставляет ему возможность бесплатного обучения, но и решает вопросы его размещения в общежитии, назначение стипендии и обеспечение медицинским обслуживанием. Не останется без нашего внимания судьба каждого молодого выпускника российских вузов при его дальнейшем трудоустройстве.


Госкомиссия по приему студентов в Азербайджанской Республике, которой руководит Малейка Аббасзаде, также оказывает азербайджанским студентам в России всестороннюю поддержку. К примеру, будущие абитуриенты снабжаются учебниками для подготовки к тестированию. Комиссия совместно с ВАК отслеживают процесс их обучения, по ходу решая все возникающие вопросы, в том числе финансовые. Лучшим студентам ВАК учредил дополнительную стипендию.


Азербайджанская молодежь, оканчивающая российские вузы, за годы учебы и общения со своими российскими сверстниками обретает бесценный опыт адаптации и совместного жизнестроительства. Но перед Комитетом стоит и другая задача – помочь юношам и девушкам сохранить в себе национальную культуру, тем самым сохраняя себя для этой культуры. На встрече с министром образования Азербайджана Мисиром Мардановым руководство ВАК заверило, что готово поддержать все проекты, связанные с созданием новых и развитием уже имеющихся общеобразовательных школ, где азербайджанские дети в полной мере смогут факультативно изучать азербайджанскую историю, культуру, искусство. Пока таких школ в Москве только две, но сложилась реальная ситуация для увеличения количества этнокультурных школ в других регионах России. Есть планы по открытию в центре Москвы школы нового поколения, в которой будут преподавать азербайджанский язык, историю и культуру родного края. А пока для отличников действующих школ с азербайджанским этнокультурным компонентом Конгресс утвердил две стипендии. Выбирать лучших будет руководство этих школ совместно с представителями Комитета ВАК.


Не забывает своих подопечных Комитет и в повседневной жизни: так, в канун Нового года ученики младших классов московской школы № 157 с этнокультурным азербайджанским компонентом получили в подарок сто экземпляров книги сказок «С неба упало три яблока» из серии «Народные сокровища Азербайджана» в переводе известной азербайджанской поэтессы Аллы Ахундовой.


Планов у Комитета, которым руководит профессор Тофик Меликов, много – они делятся на первостепенные и перспективные. В первую очередь это качественный и количественный рост азербайджанцев – студентов российских вузов, аспирантов и докторантов. Долгосрочная программа предусматривает увеличение числа школ с этнокультурным и поликультурным компонентом. Чтобы помочь азербайджанской молодежи, живущей в России, ближе познакомиться с языком, культурой и традициями исторической родины, Комитет по образованию и гуманитарным наукам ВАК планирует создать в столице России Центр по изучению Азербайджана.

Главным же двигателем этой работы остается то, с чего мы начали, – стремление помочь нашим соотечественникам как можно быстрее и органичнее адаптироваться к условиям жизни в России, к ее языку, культуре и традициям. Знать, чтобы лучше понять другого и нормально сосуществовать.