Март 15th, 2007 | 12:00 дп

Остановить лавину

  • М.Д.АЛИЕВ, президент ВАК, член-корреспондент РАМН,
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Или как управлять миграционными процессами
Крутой поворот в российской миграционной политике, обусловленный известным постановлением правительства РФ, стал поводом для бурных дебатов в обществе и средствах массовой информации. Нововведения напрямую касаются судеб сотен тысяч наших соотечественников, живущих и работающих в России.

О пользе комплексных программ


Одним из самых неуправляемых процессов в России на протяжении многих лет являются миграционные процессы. И стремление властей отрегулировать их понятно и правомерно. Власти РФ предпринимали определенные шаги для упорядочения дел в этой сфере, но их трудно считать эффективными: проблема не только не решалась, а наоборот, лавинообразно росла. На такой огромной территории, как российская, необходима четко работающая система контроля и управления потоками мигрантов, многие из которых в течение последних 15 лет трудятся в РФ нелегально.


В начале декабря 2006 года Госдума приняла в первом чтении сразу два законопроекта – о трудовых квотах и розничных рынках, которые развивают одобренное ранее президентом РФ Владимиром Путиным правительственное постановление. Эти решения вызвали тревогу миллионов гастарбайтеров из стран СНГ и дальнего зарубежья. В том числе, конечно, и азербайджанцев. Сложная этносоциальная ситуация, возникшая вокруг соотечественников, была обсуждена на заседании круглого стола, организованного Комитетом по информационно-аналитической работе ВАК. В обсуждении приняли участие представители этнических общественных организаций, а также ответственные работники аппарата правительства РФ, Москвы, депутаты Госдумы, советники Общественной палаты при президенте РФ, ученые-обществоведы, руководители и активисты МРО ВАК.


То, что российские власти вправе наводить порядок в миграционных процессах, у участников круглого стола не вызывало сомнений. Вопрос в том, как сделать, чтобы под колесами чиновничьего произвола не оказались тысячи ни в чем не повинных людей. Было ясно, что сжатые сроки реализации решений ставят людей, в том числе выходцев из Азербайджана, в тяжелое положение. Необходимо было принимать срочные меры, энергично действовать. И, конечно, этих действий ожидали в нашей диаспоре со стороны Азербайджанской Республики, ее президента Ильхама Алиева.


Надо сказать, что Азербайджан под руководством своего президента первым среди стран СНГ оперативно отреагировал на введение новых миграционных порядков в РФ. На основе сотрудничества с соответствующими государственными структурами России удалось минимизировать трудности новой ситуации. Также оперативно встроились в эту работу исполнительный аппарат, комитеты и региональные организации Всероссийского Азербайджанского Конгресса. Следует отметить, что еще за полгода до принятия правительством РФ указанных решений нами были проведены плодотворные переговоры с руководством Минобразования и Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджана по вопросам увеличения численности абитуриентов азербайджанской национальности, поступающих в российские вузы, их трудоустройства, по другим вопросам. В течение октября–ноября нами была разработана комплексная программа краткосрочных и долгосрочных мер. В краткосрочном плане речь шла об организации в Москве и регионах штабов и пунктов юридической консультации, помощи тем мигрантам, которые оказались на нелегальном положении. В долгосрочном – разрабатываются меры по оказанию помощи соотечественникам в изучении русского языка, получения в российских вузах высшего образования, в создании сельскохозяйственных артелей для бывших работников рынка, организация условий для переквалификации работников торговли в производственных рабочих.


Разработанные нами соображения по данным вопросам были оперативно направлены первому заместителю главы кабинета министров Азербайджанской Республики, председателю Государственной комиссии по изучению и решению проблем граждан Азербайджана, занимающихся торговой деятельностью в России, господину Ягубу Эйюбову. В комиссии, созданной по распоряжению президента Азербайджанской Республики, внимательно отнеслись к нашим предложениям. В частности, о создании в Москве штаба оперативного реагирования. В штаб вошли представители ВАК, посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации, представители МВД и Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджана. Аналогичные штабы начали функционировать под эгидой Окружных советов ВАК в федеральных округах РФ, которыми руководят вице-президенты ВАК.


В настоящее время намеченные планы выполняются. Пользуясь случаем, выражаем сердечную благодарность министерствам труда и социальной защиты, образования, внутренних дел и, конечно же, Комитету по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, их руководителям за проявленную ими заинтересованность и оперативность, за стратегическое видение перспектив решения проблем азербайджанской трудовой эмиграции в Россию. Начатые работы, разумеется, должны быть продолжены, и двери нашего «клуба оказания помощи российским азербайджанцам» открыты и для других министерств и ведомств АР.


Как стать образцовым мигрантом


Предпринимая меры поддержки азербайджанским мигрантам, мы понимали, что большинство приезжающих в Россию соотечественников слабо владеют русским языком, что сразу создает барьеры в общении с местным населением, к тому же они мало осведомлены о культуре и обычаях народа, к которому приехали. В таком положении латентно заложены серьезные конфликты. Это уже не проблема отдельно взятого мигранта. Это общая забота. Неконтролируемые процессы стали вызывать раздражение в российском обществе («понаехали тут»). При этом в самом принимающем социуме существует много проблемных и бедствующих групп населения. Мигранты далеко не всегда справедливо стали отождествляться с теневой экономикой, правонарушениями, незаконным оборотом капиталов. Настороженность местного населения привела к обострению межэтнических отношений.


Отношение к мигрантам трудно назвать справедливым и моральным, но они сами вынужденно соглашаются с ущемлением своих прав. Многие предприниматели участвуют в дискриминационном использовании их труда. Источником огромных социальных и материальных издержек является давление коррупционной практики. В свете сказанного напомню, что одним из ведущих направлений деятельности ВАК является правовая защита соотечественников. Но одно дело, когда нарушаются их права и нашими организациями оказывается соответствующая поддержка пострадавшим. И совсем другая ситуация, когда наши соотечественники сами нарушают законы и порядки страны пребывания, совершают уголовные преступления, что дает повод создавать и распространять отрицательные представления об азербайджанцах в России. Мы работаем над этими проблемами, анализируем их корни, ищем формы противодействия негативным проявлениям вокруг имиджа азербайджанцев. Но это непростые проблемы. Они требуют гораздо более значительных усилий и затрат, которыми не располагает наша организация. В связи с этим необходимо тесное сотрудничество диаспорных организаций с теми органами российской власти и управления, которые заняты трудовой миграцией из-за рубежа. Наверное и в Баку пора подумать о том, что можно и нужно предпринять, чтобы в Россию из Азербайджана приезжали люди, более подготовленные и в смысле знания языка, порядков, законов РФ и разнообразной профессиональной подготовки.


Образование, общекультурную подготовку соотечественников, где бы они ни жили, тем более если речь идет о России, следовало бы рассматривать как стратегический вектор социального развития диаспоры от преимущественной занятости соотечественников в сфере торговли в конце ХХ в. к выходу на профессиональный уровень в ХХI в. в области механики и нанотехнологии. С учетом новых реалий миграционной политики и потребностей РФ, перспектив дальнейшего развития ее экономики, может быть, следовало подумать и о принятии специального межгосударственного соглашения с РФ по вопросам трудовой миграции из АР.


О долговременной перспективе


…Более пяти лет прошло с тех пор, как по инициативе и при личном участии общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева создан и действует Всероссийский Азербайджанский Конгресс – первая крупная организация азербайджанцев за рубежом. Жизнь подтвердила прозорливость выдающегося государственного деятеля Азербайджанской Республики, хорошо понимавшего, какую большую роль в обеспечении национальных интересов соотечественников способна играть крепко скроенная диаспорная организация. Сегодня трудно себе представить, насколько успешно решались бы проблемы мигрантов из Азербайджана без нашего Конгресса.

На наш взгляд, нам удалось избежать, может быть, самого опасного по своим возможным негативным последствиям первого этапа реализации новой миграционной политики РФ. Избежать благодаря в том числе усилиям организаций ВАК. Но в долговременной перспективе требуются более значительные и содержательные усилия, направленные на то, чтобы занимать достойное место в социальной, общественной, духовной жизни этой великой страны. Достигать этой высокой планки можно лишь сообща, коллективными усилиями, при содействии обоих государств.