Март 15th, 2007 | 12:00 дп

Весенний блюз по имени Новруз

  • Александра ЛИТВИНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Вот и вновь на смену зимней стуже с ее пронизывающими ветрами идет спасительная Весна. Так было, есть и будет всегда. Ибо смена эта так же необходима живой природе, как и победа Добра над Злом человечеству.

Величественную эту закономерность давным-давно подметили наши мудрые и чуткие к окружающему миру предки. Ведь человек издревле пытался сопоставить себя с природой, определить свое отношение к ней, как к другу или врагу, найти схожие черты и различия. Сопоставление с природой стало причиной появления многих календарных обрядов, в том числе связанных и с приходом весны.


Наступление долгожданного тепла после долгих и затяжных холодов стали праздновать как очередную победу света над всеми темными силами. Вот так и вошел в быт многих народов Востока праздник весны и обновления – Новруз.


Существует мнение, что основы праздника весны были заложены еще древними шумерами. Но тогда он считался, естественно, праздником земледелия и плодородия. Есть и другие версии происхождения праздника. Согласно древнему источнику «Авеста», именно во второй половине марта добрые духи навещали жилища людей. Любопытно, что дни эти, по «Авесте», именовались в переводе «родительскими» – «ата-баба гюгю». По другим данным, с незапамятных времен на территории нынешнего Азербайджана особое внимание уделялось последнему месяцу уходящей зимы. Большинство церемоний и обрядов, дошедших до нас от огнепоклонников, например обычай зажигать костры, перепрыгивать через них, проводились в этот месяц. Люди призывали Хызыр Ильяса – символ вечного огня, тепла и добродетели – принести тепло на землю. Согласно преданиям, он являлся на сером коне и доставлял людям, подобно Прометею, долгожданный и заветный огонь.


Наши предки считали, что Хызыр не только провозвестник весны, но и мужественный боец, отважно сражающийся с зимой. И люди сами помогают ему в этой суровой борьбе, становясь, таким образом, увереннее в своих силах. Отсюда и отсутствие каких-либо религиозных догм в обрядах, связанных с приходом весны, этот факт, в свою очередь, отражен во всех произведениях устной литературы, связанных с Новруз байрамы.

Праздник весны был, видимо, очень широко распространен и в Средние века, ибо он нашел ярчайшее отражение в бессмертных произведениях великих поэтов Хагани, Низами и Физули. А на побывавшего в 1637 году в Шемахе немецкого путешественника Адама Олеария церемония празднества произвела такое сильное впечатление, что он очень подробно описал ее в своих дорожных записках: «Астролог часто вставал из-за стола и своим гномоном наблюдал высоту солнца, смотрел на свои часы… ждал момента, когда солнце достигнет точки равнения дня с ночью. Когда наступила ожидаемая минута, он громко объявил: «Новый год наступил». Сразу открыли пальбу из пушек, на стенах и башнях города играли трубы, били в нагару, и начался весенний праздник».