Апрель 12th, 2007 | 12:00 дп

Война за площадь

  • Александр КАРАВАЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Чиновники подводят первые итоги новых правил розничной торговли на российских рынках. После первого апреля особых проблем они не увидели. Владельцы подготовились, заранее сменив форму собственности либо зарегистрировавшись как арендаторы мест, поставив торговать за прилавки граждан РФ. С другой стороны, стоимость товаров увеличилась, а ассортимент, особенно по среднеазиатским группам (специи, сухофрукты), заметно снизился. В выигрыше остались крупные торговые центры и сети.

Первое апреля, как водится, началось с курьеза. Плановая проверка, проведенная в воскресенье на Москворецком рынке, выявила всего четверых иностранных граждан, торговавших за прилавками. Напомню, что на этом рынке 1200 торговых мест. Теперь по каждому такому случаю дела будут направлены в суд, который определит размер штрафа для владельцев торговых мест. Новая система санкций позволяет не останавливать деятельности предприятия, как это случалась ранее, в случае нарушений правил торговли.


Федеральная миграционная служба взялась за дело не только по части контроля. Еще до распоряжения на правительственном уровне ФМС подготовила методические рекомендации, которые позволят иностранным гражданам из стран СНГ (безвизового режима), не выезжая из России, заплатить штраф и оформить все необходимые разрешительные документы. Сейчас рекомендации находятся на регистрации в Министерстве юстиции, и, как ожидается, в ближайшее время такой амнистией смогут воспользоваться многие иммигранты. ФМС получает все больше полномочий и вскоре совсем выделится из системы МВД в отдельное ведомство. Вероятно, с отдельной профильной структурой мигрантам станет легче решать вопросы регистрации. Считается, что в случаях реструктуризации ведомств коррупционная нагрузка снижается.


Не менее важная тема – ситуация со стоимостью продукции и ее ассортиментом. Ожидалось, что смягчить ситуацию должны магазины эконом-класса – там продукты действительно дешевле, чем на рынках. Но, во-первых, меньше выбор, а во-вторых, в летне-осенний период российские города потребляют овощи и фрукты непосредственно «с полей» Кавказа и Азии, а новые правила как раз и ограничивают доступ к производителям из этих регионов. Летом зачастую продажа скоропортящихся товаров ведется прямо на улицах, с колес, по муниципальным разрешениям. Теперь те же арбузы придется продавать с большими ценовыми издержками, специально нанимая продавцов с гражданством РФ либо сдавая перекупщикам из крупных торговых сетей, что опять приведет к росту цен.


Однако, по мнению мэра Москвы, цены на рынках не изменились и не изменятся. «Все кричали, что все обвалится. Некоторое снижение по набору товаров произошло, но цены остались практически неизменными, стабильными», – сказал Юрий Лужков в эфире канала «ТВ Центр». Он напомнил известное предложение московского правительства: насытить рынки и привлечь фермеров для реализации своей продукции можно за счет формирования цивилизованной оптово-закупочной сети. «Фермера позвать трудно, он привязан к своему хозяйству. Нужен честный оптовик из того же региона, в котором проживает фермер, который будет иметь свой процент, но не будет накручивать цены», – сказал Лужков. В качестве примера он привел мировую практику, согласно которой оптово-закупочные компании имеют наценку в размере 5–7%.


Мэр напомнил, что город продолжит политику в отношении рынков: с 1999 года в Москве было ликвидировано 138 рынков, в настоящее время осталось 102, в 2008 году это количество уменьшится еще на 18. Он высказался и против торговли на рынках промышленными товарами.

Лучшей иллюстрацией для высказывания чиновников, наверное, будет пример из жизни. Описывая ситуацию на рынках, зачастую опускают те трудности, с которыми сталкиваются владельцы небольших торговых точек, допоздна торгующих на улицах города. Между тем значительная доля ежедневных покупок москвичей приходится именно на них. Типичный случай продуктовой реальности напротив метро «Чертановская». Выделяются три уровня торговли: ларьки вокруг метро, реализующие овощи и легкий алкоголь, крытый овощной павильон и большой торговый центр. Полтора года назад согласно постановлению московского правительства временные строения для безопасности были отодвинуты от станций, большая часть ларьков вынуждена была переехать в другое место. В оставшихся цены поднялись на 10–15%. Когда же стали известны новые правила торговли, продавцов поменяли на российских граждан, цены в ларьках стали выше, чем напротив, в торговом павильоне. Затем между большим торговым центром и крытым павильоном развернулась настоящая война за площади, связанная с расширением торгового центра. Владелец павильона обратился к жителям близлежащих домов с просьбой собрать подписи в пользу сохранения этого места. Жители сделали это. Муниципальные и контролирующие органы наблюдают со стороны – кто кого пересилит. Формально все по закону. Схожие драмы в торговом бизнесе разных масштабов происходят на каждой улице, что, безусловно, влияет на отпускные цены. Но новые постановления оказываются лишь элементом общей игры и динамики, сводимой к наступлению на мелких торговцев со стороны крупного бизнеса, в корне не меняют. Таковы реалии большого города. Чего не избежит и Баку.