Май 03rd, 2007 | 12:00 дп

Песня остается с человеком

  • Галина МИКЕЛАДЗЕ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Народному артисту Азербайджана, композитору Сеиду Рустамову – 100 лет
Композитор Сеид Рустамов – из тех личностей, кого без сомнения можно считать подлинным корифеем национальной культуры. Уже почти 24 года прошло с того дня, как его нет с нами, однако же поверить в это никто и не берется – ведь музыка, написанная этим мастером, и сегодня звучит повсюду. Она приходит к нам по радио, из динамиков телевизионных передатчиков, с эстрады и подмостков драматических театров, оставаясь тем живительным источником, черпая из которого отдохновение, мы испытываем гордость за то, что он был, что он есть у нас.

Конечно, в Азербайджане будет проведено множество мероприятий, посвященных юбилею, но не только потому, что распоряжение о праздновании этой даты подписал лично президент республики Ильхам Алиев, что Министерство культуры и туризма и Союз композиторов Азербайджана подготовили обширную программу. Это все состоится еще и потому, что нам всем хочется в который раз выразить свою признательность маэстро за то, что он, оказавшись у истоков профессиональной музыкальной культуры, жил как творческая личность. Что это еще одна возможность всем нам отдать дань его памяти за то, что одарил миллионы людей воплотившими дух его народа творениями, круто замешенными на умении воспевать родную природу и человека в лучших его проявлениях.


Сеид Рустамов написал сотни произведений – партитуры популярных оперетт («Пятирублевая невеста» на сюжет Мамеда Сани Ордубади, «Дурна» на текст поэта Сулеймана Рустама), музыкально-драматические композиции, музыкальное сопровождение к десяткам драматических спектаклей Азербайджанского государственного драматического театра – таким, как «Гаджи Гара», «Вагиф», «Невеста огня», «Алмас», «Намус», «Той» и другие. В его палитре – концерты, сюиты, марши, кантаты, опусы иных жанров, становившиеся его личным, душевным откликом на многие общественно значимые события.


Более сорока лет, с 1935 года, Сеид Рустамов работал бессменным художественным руководителем одного из самых популярных музыкальных коллективов – созданного за четыре года до этого по инициативе Муслима Магомаева при Радиокомитете республики Азербайджанского государственного оркестра народных инструментов – и, считая делом чести постоянное обогащение его репертуара, предлагал вниманию слушателей все новые и новые, неизменно радовавшие слух произведения, околдовывающие и очаровывающие мелодии, которые полюбились слушателям и в Азербайджане, и далеко за его пределами. И все же более всего он остался в памяти народа как автор на редкость самобытных лирических песен. В свое время в исполнении выдающихся и любимых певцов – народной артистки СССР Шовкет Алекперовой, народных артистов Азербайджана Сары Гадымовой, Гюльаги Мамедова – они завораживали огромные залы и вызывали бурную благодарную реакцию публики. Они, и сегодня часто звучащие в записях, радуют слух, побуждая современных вокалистов включать эти шедевры в свой репертуар, чтобы мы имели возможность вновь и вновь слушать их вживую. Мелодии замечательных песен Сеида Рустамова то и дело невзначай приходят на ум каждому из нас и буквально срываются с уст, помогая в минуты радости или грусти задуматься о том, как же все-таки прекрасна жизнь…


Задорная оптимистичная «Сурейя» о девушке-хлопкоробке, «Не пришла на первое свидание», «Алагез», «Разве это не стихи?», «Фиалка», «Сказал-сказала», «Люблю тебя», «Лирическая песня» и десятки других – все это зашифрованные, пропущенные через сердце музыканта сокровенные ощущения. Ощущения эмоций, какие у людей с тонкой душой способны вызвать лучи восходящего солнца, веселый гомон птиц, аромат скошенной травы, всплеск морской волны или мерный шепот холодного родничка – то составляющее жизнь многообразие, которое может принять близко к сердцу тонкий, талантливый человек.


Сеид Рустамов – самородок. Ему от природы было дано счастье не просто по-особому воспринимать мир, жить в этом мире, но и одаривать окружающих тем внутренним светом, который мощным пламенем освещал его душу.


То, что композитор был удостоен Государственной премии не за многочисленные произведения крупной формы, а именно за песни, – не случайно. Ведь песенное творчество – это процесс, о таинствах которого не расскажешь словами. Но мы, слушая его музыку, всякий раз – каждый по-своему – буквально представляем мир, вызвавший в мастере ощущение полета к заоблачным высям, суть волнующих композитора проблем и дух времени, который он выразил лишь звуками, поручив коллегам – вокалистам и музыкантам – воспроизвести и передать и его душевные порывы – будь то состояние грусти, внутренней сосредоточенности или подъема.


Такой эффект давало, пожалуй, более всего то, что в основе творческой «продукции» Сеида Рустамова чаще всего лежал фольклорный материал, тот кладезь народной мудрости и поэтичности, который веками пестовала природа в наших на редкость музыкальных соотечественниках, чтобы самые талантливые из них могли делать окружающий мир чище, возвышеннее и гуманнее.


Именно предопределенностью судьбы можно назвать целеустремленность и редкую трудоспособность композитора, позволившие ему оставить глубокий след во всем, что касается музыкальной культуры родного народа.


Если каждый сочиненный Сеидом Рустамовым опус есть крик его души, трепет его сердца, неразрывно связанного с родной природой, со своим народом, то вся его общественная жизнь – это проявления сути неравнодушного творческого человека, испытывающего непреодолимую потребность делиться знаниями, человека, озабоченного судьбой музыкального образования на его родине.


Постоянно находясь в поиске новых выразительных средств, предлагая вниманию исполнителей все новые сочинения, Сеид Рустамов вел огромную педагогическую и просветительскую работу. Ему было всего 23 года, когда вместе со старшими коллегами он участвовал в написании первого учебника нотной грамоты на азербайджанском языке, авторы которого сделали первую попытку рассмотреть хотя бы в примечаниях ладовую основу азербайджанской музыки.


С 1930 по 1940 год Сеид Рустамов, будучи сотрудником научно-исследовательского кабинета Азгосконсерватории, принимал активное участие в записи азербайджанских песен и танцев. Тогда же он написал первый учебник игры на таре – «Тар мяктяби», впервые опубликованный в 1935 году.


В музыку Сеид Рустамов пришел как бы через тар – инструмент, более всего передающий особенности национальной души, и, наверное, именно потому написанные композитором на основе мугамов «Баяты-Кюрд», «Кюрд-Шахназ», «Раст», «Шур», «Махур», «Чахаргях», «Баяты-Шираз», «Сегях» произведения в исполнении оркестра и певцов приумножали славу мастера.


Сеид Рустамов еще был студентом Азербайджанской государственной консерватории, когда основоположник профессиональной азербайджанской музыки Узеир Гаджибеков доверил ему переложить партитуру его замечательной комедии «Аршин мал алан» для оркестра народных инструментов, исполненную им в дни Декады азербайджанского искусства в Москве в 1938 году – прямо скажем, почетная задача. Вскоре он доверил молодому композитору и руководство этим коллективом.


Востребованность произведений Сеида Рустамова была поистине фантастичной, и Азербайджанское музыкальное издательство часто печатало их огромными тиражами. Один за другим выходили партитуры и клавиры его сочинений, а также сборники «Азербайджанские народные танцы», «Азербайджанские народные песни», «Азербайджанские ашугские песни», в которых, кстати, было обозначено, каким из знаменитых ханенде та или иная была напета – ашугами Мирзой, Фатуллой, Асадом или другими.


Заслуги Сеида Рустамова никогда не оставались незамеченными – в 30 лет он был удостоен почетного звания «заслуженный деятель культуры республики», а позднее – и народного артиста Азербайджана. Неоднократно получал правительственные награды, избирался депутатом Бакинского и Верховного советов, удостоен звания профессора.


Теплого и остроумного человека, его почитали ученики, многие из которых стали известными композиторами. Его любили друзья и коллеги, ценившие юмор и умение мастера поддержать того, кто в этом нуждался, неизменно отмечавшие его серьезное отношение к профессии, умение в напряженном труде находить удовольствие.


Сеид Али оглу Рустамов умер 10 июня 1983 года, едва отметив свое 76-летие, и похоронен в Баку, в Аллее почетного захоронения.

Сегодня многие соотечественники композитора, говоря, что Сеид Рустамов прожил жизнь, пронизанную песней, музыкой, не устают повторять, что все, что он совершал, делал талантливо и от души. Его и теперь считают не только национальным композитором, но и большим гражданином своей страны.