Май 03rd, 2007 | 12:00 дп

Сделка

  • Платон НИКОЛАЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Об одном российско-армянском соглашении
Придя к власти в России, Владимир Путин в 2000 году не собирался менять как минимум одну вещь: союзнический характер многовековых российско-армянских отношений. Российский президент отказывался верить в то, что армянские власти на сей счет придерживались абсолютно иного мнения.

Внешнеполитическая философия армянских властей на тот момент была проста и не нова: Россию надо использовать по полной программе, а потом удариться в «североатлантическую интеграцию». Именно поэтому власти Армении ничего не платили за поставляемое Россией ядерное топливо для Армянской АЭС, которая не только обеспечивает светом и теплом все население Армении, но и позволяет этой стране экспортировать электроэнергию. И ладно бы дешевый свет шел простым армянам – он разворовывался, электричество дорожало, а персонал АЭС месяцами не получал зарплату. Дороговизну электроэнергии (которую втихаря сплавляли в Грузию, на тот момент американской компании «Теласи») сваливали, естественно, на русских.


В 2001 году МВФ перестал давать Армении кредиты, требуя урегулировать неплатежи по долгу Еревана Москве – ведь Россия была крупнейшим двусторонним кредитором Армении и долг составлял около 100 млн долл. Кстати, долг этот состоял из российского кредита, за счет которого была в 1996 году вновь запущена Армянская АЭС, отключенная националистами в период развала СССР. Минфин России неоднократно просил армянскую сторону хотя бы подписать график погашения долга на будущее. Письма из Москвы попросту игнорировались.


Тогда Россия предложила преобразовать долг в акции Армянской АЭС, чтобы навести наконец на станции элементарный порядок. Идея понравилась российскому руководству: с союзника списывали долг, а Армянская АЭС приобретала новую эффективность. Но это не входило в планы ответственных лиц Армении. Их задача состояла в нивелировании влияния России как крупнейшего инвестора в армянскую экономику.


Тогдашний вице-премьер Илья Клебанов поручил подведомственному ему Российскому агентству систем управления (РАСУ) во главе с тогдашним главой агентства Владимиром Симоновым принять на баланс убыточные предприятия: завод «Марс» (который простаивал с момента распада СССР) и три НИИ: ЕрНИИАСУ, НИИ «Материаловедения», ЗАО «ЕрНИИММ». Затем на баланс России еще скинули Разданскую ТЭЦ 60-х годов постройки, с недостроенным пятым энергоблоком. В последнем случае комбинация была гениальной: пусть русские поставляют газ на свою собственную станцию и повышают цену сколько угодно.


Каким образом давно не работавшие и не приносившие никакой прибыли объекты были оценены в 100 млн долл.? Об этом следует, видимо, спросить у Клебанова. Ведь даже Симонов из РАСУ предупреждал официально, что после принятия на баланс объекты потребуют дополнительных инвестиций, которые хотя бы надо предусмотреть в бюджете. Однако Клебанов заявлял в ответ на многочисленные вопросы Минфина, МИДа и Минэкономразвития, что указание принять от армянской стороны в счет долга заведомую рухлядь получено свыше. Разумеется, это утверждение вызывает большие сомнения.


Можно не сомневаться, что инстанции, на которые ссылался Клебанов, предпочитали в зачет долга принять Каджаранский медно-молибденовый комбинат (бесперебойно работавшее предприятие, тесно связанное ранее с российской черной металлургией) и Армянскую АЭС. Однако все перечисленные выше объекты были оценены точно в сумму долга Армении перед Россией. При этом утверждалось, что под всеми НИИ якобы дорогая земля. Таким образом, получалось, что в Нью-Йорке земля дешевле, чем в Ереване.


Несмотря на протесты Минфина и МИДа, соглашение о принятии, по сути дела, виртуальных объектов на баланс России было подписано 17 июля 2002 года господином Клебановым. Без ответа остался и резонный вопрос Госдумы: кто и на основании каких именно критериев отбирал в счет погашения долга давно умершие предприятия?


Что же произошло с тех пор?


Конечно, предприятия не работают. Более того, некоторые армянские издания винят в этом Россию. Нужный России (да и самой Армении!) медно-молибденовый комбинат был продан за гроши никому не известной европейской фирме.


Господин Симонов из РАСУ был уволен после публикации в «Московском комсомольце» материала о нем под характерным названием «Выползки из Белого дома». Господин Клебанов перемещен в Северо-Западный федеральный округ. Крайними оказались российские налогоплательщики, которые содержат неработающие объекты. То есть теперь еще Россия оказалась должна Армении: ведь за предприятия надо платить поземельный налог.

Итак, все понятно. Только один вопрос: а что же делает Счетная палата России? Или 100 млн долл. бюджетных средств для нее не деньги?