Май 03rd, 2007 | 12:00 дп

Звучал бакинский джаз

  • Алп НУР
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Этот вечер ценители джаза запомнят надолго: в Московском театрально-концертном центре Павла Слободкина звучал фантастически красивый, изобретательный и мощный джаз. «Фантастика» – не мое определение; слово восхищенно порхало в рядах и во время исполнения музыки, и после того, как затихли последние ее аккорды.

Концерт «Джаз Азербайджана – диалог поколений» стал украшением Дней культуры Азербайджанской Республики в Москве. Выше я написал слово «изобретательный». Имеются в виду не импровизации, которые сущностны для этого вида музыкального искусства. Речь о том, как и насколько возможно раздвинуть границы джаза, какие новые из него извлечь звучания. Слушая бакинцев, очаровываясь тем, как раскрываются и развиваются давно, казалось бы, знакомые темы, вдруг понимаешь: границ нет, джаз безграничен, если талантливы музыканты.

Играли две группы – «Бакустик джаз», руководимый Салманом Гамбаровым, и состав под управлением Эмиля Ибрагима. Оба руководителя – пианисты мирового класса, что давно признано не только в родном Баку, но и в СНГ и, что особенно важно, в США, которые были и остаются главным мировым законодателем джазовых стихий. Оба пианиста, каждый предельно оригинально, претворяют в своем творчестве «фирменный стиль» азербайджанского джаза – его корневую связь с национальной музыкой, фольклорными мотивами. Но каждый – неповторимо по-своему.

У Салмана Гамбарова, он постарше, акцент не столько на импровизационном начале, сколько на решениях, близких к композициям классических музыкальных пьес: в одном из проектов, например, использована шестая «Пасторальная симфония» Бетховена.

Исполнение тридцатилетнего Эмиля Ибрагима, одного из ярчайших звезд бакинского джазового бомонда, жанрово удивительно широко и разнообразно, в нем растворены и традиционный джаз, и латиноамериканский мелос, и, конечно, звучит азербайджанская нота, хотя пианист никак ее не педалирует. Но звучит композиция на тему песни Тофика Кулиева – и ты словно возвращаешься в среду бакинского городского музыкального материала 50-х годов прошлого века.

Под стать своим лидерам – другие музыканты в обеих группах. Саксофонист Раин Султанов, перкуссионист Тофик Джаббаров, гитарист Эмиль Гасанов, контрабасист Руфат Гусейнов… С группой Эмиля Ибрагима великолепно выступил московский барабанщик Александр Машин.

Концерт показал: азербайджанский джаз не просто жив, он процветает, как и встарь, вызывая восхищенный отзвук в душе у каждого настоящего знатока и ценителя этой колдовской музыки.