Июнь 15th, 2007 | 12:00 дп

Музей педагога

  • «АК»
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В одном из лучших зданий Гянджи начала XX века будет открыт музей выдающегося педагога и публициста, видного общественного деятеля Мир Джалал Пашаева (1908–1978).

Это здание находится в исторической части города. Прежде в нем располагался комитет по экологии, который переведен в более просторное помещение. Рядом – музей М.Д.Пашаева, в котором публицист прожил многие годы. Экспозиция музея все время пополнялась, и ИВ Гянджи приняла решение о переводе музея в историческое здание, памятник архитектуры.


В Гяндже сохранились уникальные документы, относящиеся к периоду обучения М.Пашаева в местном медресе и периоду его педагогической деятельности в местной школе, уже в советский период. Документы бережно хранятся в доме заведующего кафедрой физкультуры Технологического университета Мирзааббас Аббасзаде, внука первого учителя М.Д. Пашаева. Его дед – автор первой национальной азбуки Мирза Аббасзаде – преподавал в гянджинском медресе азербайджанский язык, историю и литературу.


Один из самых видных педагогов того периода, он сыграл громадную роль в формировании своих учеников. Среди которых величины первого ряда: Гусейн Джавид, Али Рази, Насиббей Юсифбейли, композитор Гамбар Гусейнли, М.Д.Пашаев, Абдулла Шур, академики М.Кашкай, Али Кулиев, Хамид Араслы, народный артист СССР Адыль Искендеров. Документы того периода сохранились в доме М.Аббасзаде еще и потому, что его отец был также учеником медресе, обучался одновременно с Мир Джалал Пашаевым, Насиббом Рафибейли, Гамбаром Гусейнли. Внук сейчас готовится к защите диссертации, посвященной «серебряному веку» Гянджи – 1890–1920 годам, когда усилиями таких педагогов, как Мирза Аббасзаде, здесь образовалась та творческая среда, которая способствовала формированию великих драматургов, поэтов и композиторов, ученых.


По его мнению, музей М.Пашаева и расширяется с целью возрождения традиции преемственности поколений азербайджанской интеллигенции.



Истоки


В 1920 году, через несколько дней после взятия большевиками Гянджи, у порога своего дома был расстрелян педагог Мирза Аббасзаде.


Мир Джалал Пашаеву 12 лет. Но и подростки понимали – их учитель убит потому, что опасен властям как носитель идей национального самосознания. Он не должен быть забыт.


М.Д.Пашаев был продолжателем идей своего учителя, последователем выдающейся педагогической школы, девиз которой можно сформулировать так: успех каждого – успех всех. Благодаря чему школа и создала таких, как Гусейн Джавид или академик М.Кашкай. Долгие годы преподавания М.Пашаева в гянджинской школе № 39 основывались на воспринятых от него принципах – пробуждения творческого потенциала учащегося, создания атмосферы дружбы – соперничества между ними, партнерства между обучающими и обучающимися.


Тем и важен музей М.Пашаева, что теперь он воспринимается как центр выдающейся гуманистической традиции, создавшей цвет азербайджанской интеллигенции и науки довоенного периода.


Экспозиция музея представляет М.Пашаева в качестве наследника традиции, собирателя и систематизатора педагогики как науки создания национальной элиты. Через преподавание языкознания, истории и литературы эта школа внушала новым поколениям бесстрашие, смелость во взаимоотношениях с историей и теми, кто хочет унизить историческую память азербайджанцев.


Задача педагога насытить интерес ученика к спору, снабдить его аргументацией, доказывающей, что этнос, давший миру выдающуюся поэзию, не может мириться со спущенной сверху разнарядкой: на сто учителей – два азербайджанца. На сто врачей – три и десять фельдшеров. Он должен направить свои усилия на создание традиций воспитания национально ориентированной элиты.


В начале XX века ситуация в Елизаветполе (Гяндже) была таковая: делопроизводство, надзор, преподавание – русские, экономика, медицина – немцы, торговля – армяне. Азербайджанцам была уготована роль обслуги, мелких торговцев. Словом, Черкизовский рынок – только у себя на родине. С появлением той блестящей плеяды творческих деятелей ситуация резко изменилась.

– Музей М.Пашаева и воспринимается в Гяндже как музей истории становления национальной интеллигенции, сопротивления любым империям.