Июнь 15th, 2007 | 12:00 дп

Неудобный удобный человек

  • Ильхам БАДАЛБЕЙЛИ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

«Неудобный человек» – так назвали сценарист Маргарита Малеева-Ибрагимова и режиссер-оператор Назим Аббас свой полнометражный документальный фильм о нашем замечательном соотечественнике, кинорежиссере Аждаре Ибрагимове. Премьерный показ ленты состоялся в Московском доме кино.

Немало теплых слов в адрес героя прозвучало в выступлениях его друзей и коллег по киноцеху – вице-президента гильдии кинорежиссеров Булата Мансурова, народной артистки России Светланы Корпашко, режиссера Игоря Попова, профессора Тофика Меликли, писателя Абдула Гусейнова, Чрезвычайного и Полномочного посла Азербайджана в России Полада Бюльбюль оглы. На премьерный показ пришли также посол Турции и культур-атташе вьетнамского посольства.


В своих воспоминаниях Светлана Корпашко и народный артист Туркменистана Ходжакули Нарлиев говорили об Аждаре Ибрагимове как о человеке, с которым было очень удобно дружить и общаться. В этом смысле название картины им показалось не вполне соответствующим действительности. В словах этих, сказанных скорее в шутку, чем всерьез, тем не менее ощущался некий подтекст, заложенный и в содержание фильма. В отношении Аждара Ибрагимова понятия удобный или неудобный могут быть применимы лишь в этическом, нравственном аспекте. С этой точки зрения «неудобство» Ибрагимова проявлялось лишь в отношениях с сильными мира сего. Он был неудобен для начальства, когда решал художественные задачи, отстаивал свои творческие принципы, не всегда укладывающиеся в систему общепринятых стандартов, когда защищал интересы незаслуженно обиженных этим самым начальством коллег. Собственно, это и была одна из важных задач, которые перед собой ставили создатели фильма: показать, что для Аждара Ибрагимова нравственность – это органическая форма проявления его сущности в творчестве и в повседневной жизни. Аждар Ибрагимов был человеком своего времени: он никогда не был политическим оппонентом существующему режиму, фильм о нем – это скорее лирико-эпическое повествование о богатой интереснейшими событиями жизни истинного художника, творца, который мучительно ищет ответы на непростые вопросы бытия и, несмотря на всю мерзость окружающей действительности, блюдет свою честь и нравственную чистоту.

Отрадно, что фильм лишен юбилейной помпезности, за которой подчас исчезает живой человек и художник. Азербайджанец, родившийся в Туркмении, он долгие годы проработал на азербайджанской и московской киностудиях, поставил множество фильмов, ставших событиями в культурной жизни общества, – «Двое из одного квартала», «Дела сердечные», «Ее большое сердце», «Звезды не гаснут», «Любовь моя – печаль моя», «Неудобный человек», «Двадцать шесть». Он основатель вьетнамского национального кино, первым из советских режиссеров осуществивший совместный советско-турецкий кинопроект, – таков не полный перечень сотворенного им в жизни. Богатой, насыщенной, отмеченной дружбой с корифеями советской и мировой культуры – Назимом Хикметом, Анатолием Папановым, Евгением и Владимиром Самойловыми, другими выдающимися деятелями кино, литературы, театра, музыки. С оттенком грусти, но светло и беспечально вспоминают о нем с экрана его друзья и современники. Потому что таким был и сам Аждар Ибрагимов – со светлой грустью в озорных глазах, с бьющим через край искрометным юмором, с широко распахнутой душой доброго и щедрого человека и с обнаженными нервами истинного художника.