Июнь 15th, 2007 | 12:00 дп

Независимость как восхождение

  • Севда ГАСАНБЕКОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Историческая память – штука архисложная: то она выползает не там и не когда надо, а то и запрячется куда подальше. Однако, уж коли пробудилась, да и по существу, значит – она стоит того, чтобы в нужный исторический момент напомнить о судьбоносных событиях.

На протяжении всех семидесяти с лишним лет советской власти было сделано, казалось бы, все, чтобы вытравить из памяти и предать полному забвению создание в мае 1918 года первого на всем мусульманском Востоке светского подлинно демократического независимого государства – Азербайджанской Демократической Республики.


Как правило, в доступных для широкого пользования документах чаще всего это событие преподносилось как провальная, несостоявшаяся попытка партии мусаватистов создать демократическое государство. Однако историческая память удивительным образом тотчас же высветилась на экране общественного сознания, как только в республике появились первые же ростки демократического движения в 1988 году. Оказалось, что наследие, оставленное нам пионерами национально-демократического движения, бесценно. Они не провозглашали и не призывали патриотизм, а доказывали его в конкретных, порой экстремальных условиях.


Сделаем краткий экскурс в историю этого недолгого, но такого значимого, знакового для истории Азербайджана периода с точки зрения человеческого фактора и его роли в истории народа.


Вот небольшой список тех, кто был в эпицентре тех знаменательных событий: Джафаров Мамед Юсиф Гаджибаба оглу, Гасан бек Агаев, Халил бек Хасмамедов, Насиб бек Усуббеков, МирИдаят Сеидов, Нариманбек Нариманбеков, Эйбет Гулу Мамедбеков, Мелик-Асланов Худад бек, Мехти бек Гаджински, Али-Аскер Махмудбеков, Аслан бек Гардашов, Солтан Меджид Ганизаде, Акпер АгаШейх-уль Исламов, Мехти бек Гаджибабеков, Рагим бек Векилов, Гамид бек Шахтахтинский, Фиридун бек Кочарли, Джамо Гаджинский, Шафи бек Рустамбеков, Хосров бек Султанов Джафар Ахундов, Магомед Магеррамов, Джавад Меликеганов. И, наконец, Мамед Эмин Расулзаде, Али Мардан-бек Топчибашев, Фатали хан Хойский. Это блестящая плеяда исторических личностей, а вернее Личностей, которые делали историю, творили историю своего народа, вписав в нее лучшие из нетленных ее страниц.


Первая Азербайджанская Демократическая Республика явилась логическим результатом национального возрождения азербайджанского народа, его политического пробуждения на основе многовекового социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны. Она продемонстрировала миру высокий уровень политической культуры элиты Азербайджана, ее интеллектуальный и культурный потенциалы в лице тех, кто не только стоял у истоков создания демократического государства, но и самоотверженно боролся за то, чтобы это стало реальностью. Они были почти все потомственными дворянами, высокообразованными представителями народа. Не раздумывая, они поставили на карту свои знания и способности, утроенные искренним служением своему народу и Отечеству.


Именно они впервые заложили фундамент национальной республики, основанной на демократической идее. За кратчайший исторический срок они сумели претворить в жизнь и утвердить то, на что в истории других государств уходили многие годы: произошли глубокие культурные, социально-экономические изменения; признание Азербайджанской Демократической Республики де-факто мировым сообществом; защита национально-территориальной целостности молодого государства в тяжелой неравной борьбе; наконец – и это самое главное – они пробудили чувство национального самоуважения и национально-государственное сознание. Более того, вся эта работа происходила не только в сложнейшей внутриполитической обстановке, но и в процессе преодоления зачастую острых внутренних разногласий. И здесь почти всегда мудро и дальновидно они избегали противостояния во имя главной цели, принося в жертву собственные амбиции. Одно только это обстоятельство заслуживает памяти народа.


Эта когорта истинных патриотов сумела сохранить установленную ими в неравной борьбе власть республики над всей ее территорией. Они смогли выстоять в условиях бесконечно сменяющих друг друга иноземных протекторатов, зарящихся на природные богатства республики. Это была борьба в условиях откровенного противодействия официальному признанию республики со стороны тех, кто пытался захватить исторические земли Азербайджана. Эти усилия были прерваны «советизацией» республики. Но благодаря именно им, основателям АДР, удалось добиться тех государственных границ, в пределах которых была создана Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.


Одним из действенных результатов их упорства явился созданный ими Парламент – первый на всем мусульманском Востоке, основанный (фактически по образцу европейских парламентов) на либерально-демократическом принципе. Это был первый парламент первой республики в мусульманском мире и первое свободное государство в тюркском мире. Фундаментом АДР было национально-культурное самоопределение на основе азербайджанской национально-демократической государственности, тогда как, по словам М.Э.Расулзаде, «все другие тюркские государства основывались главным образом на принципах религии».


А какой великий пример служения народу и Отечеству преподан нам работой азербайджанской миссии за рубежом! В условиях изоляции и противостояния армянским территориальным притязаниям члены миссии в огромном количестве печатали статьи, брошюры, карты, справочники, проводили лекции, организовывали вечера, посвященные истории Азербайджана, его культуре, природе, общественной системе, государственному устройству, государственной политике. Эта работа велась в крупнейших городах Европы. В это же время был издан интереснейший очерк видного общественно-политического деятеля Рагим-бека Векилова «История возникновения Азербайджанской Республики», в котором автор попытался беспристрастно изложить предпосылки и историю формирования АДР. В его начале автор отметил, что очерк не может претендовать на полноту изложения, однако имеет единственной целью «восстановить в памяти ход событий, не вторгаясь ни в критическую оценку всего происшедшего, ни в его детали. И то, и другое явится делом еще не близкого будущего, когда все минувшее представится в наиболее беспристрастном и спокойном освещении, когда все пережитые факты получат справедливую и достойную оценку». Возможно, пришло время сделать это на новом витке нашей истории.


Сегодня азербайджанский народ живет в третьей по счету республике. История есть прерывно-непрерывное движение, где прерывами рождаются качественно новые субъекты истории, в то время как само историческое развитие происходит непрерывно. Это означает только одно: не было бы первой Азербайджанской Республики, возможно, Азербайджан не стал бы союзной республикой в составе СССР. И трудно представить, каким Азербайджан предстал бы в преддверии XXI века, не взирая на все богатство людских и природных ресурсов.

Ныне Азербайджанская Республика, так же как и в начале прошлого века, стоит перед проблемой сохранения территориальной целостности. Однако сегодня у нас есть бесценный опыт великих предшественников. Мы не имеем права на ошибки, от которых нас предостерегает известный афоризм Гегеля: «Главный урок, который люди извлекают из истории, состоит в том, что они не извлекают из нее никаких уроков».