Июнь 15th, 2007 | 12:00 дп

Тариф определяет политику

  • Евгений АЛЕКСАНДРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

На чем строится принцип реализации нефтяной стратегии
В начале мая на пространстве СНГ произошли события, способные оказать серьезное влияние на перспективы энергетического сотрудничества в Каспийском регионе. Параллельно в Кракове и Туркменбаши состоялись встречи президентов ряда стран, в том числе и Азербайджана Ильхама Алиева, посвященные вопросам поставок углеводородных ресурсов на европейский рынок.

В польском саммите приняли участие президенты Польши, Украины, Литвы, Грузии и Азербайджана. В туркменском городе собрались лидеры России, Казахстана и Туркменистана. Совпадение дат этих событий лишний раз подтверждает возрастающий интерес стран – потребителей энергоресурсов к нашему региону.


Польша и прибалтийские страны не оставляют попыток получить доступ к каспийской нефти. В Кракове состоялся так называемый энергетический саммит, созванный для обстоятельного разговора по созданию устойчивого канала поставок энергоресурсов.


Однако шестерка оказалась не полной. Казахстанский президент Нурсултан Назарбаев имел несколько иные планы на эти дни и предпочел общение с российским президентом Путиным. Вместо себя в Польшу он прислал замминистра энергетики Ляззята Киинова.


Отсутствие лидера Казахстана серьезно подпортило формат саммита. В итоге из региональных производителей нефти в Польшу приехал лишь президент Азербайджана Ильхам Алиев. Однако все участники встречи понимали, что без прямой казахстанской поддержки реализовать грандиозный энергетический план вряд ли удастся. Во всяком случае, текущий разговор в Кракове получился явно не полным и требующим продолжения.


В Варшаве и Киеве уже давно нарисовали собственную модель движения каспийских углеводородов. По мнению экспертов двух стран, один из важных стратегических маршрутов должен пролегать через Каспийское море и Азербайджан, Грузию и далее Украину – по трубопроводу Одесса–Броды – до польской границы. Далее, после сооружения перемычки от Бродов до Плоцка, нефть попадала бы в польскую трубопроводную систему и выходила на побережье Балтийского моря в районе Гданьска.


Ни в Баку, ни в Астане нет принципиальных возражений против такого направления. Единственное, что желают знать прикаспийские производители, – конкретные экономические расчеты, позволяющие оценить эффективность такой конфигурации экспорта. Вот здесь и начинаются разночтения.


Стоимость транспортировки – основной вопрос, беспокоящий отправителей грузов. В отсутствие экономической выгоды осуществлять перевалку нефти через несколько границ, да еще и используя комбинированные танкерные и трубопроводные пути, становится просто невыгодно. Второй, не менее важный вопрос, ответ на который требуют партнеры-покупатели, – получение конкретных гарантий на прокачку определенного количества сырья в отдельности от Азербайджана и Казахстана или от обоих в совокупности.


Однако в Баку, а особенно в Астане, не спешили определяться с украинско-польской инициативой.


Для Азербайджана все потоки добываемых энергоресурсов и маршрут их экспорта давно прописаны. Нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) будет забирать практически всю азербайджанскую нефть в ближайшие годы. Излишки, конечно, возможны, но гарантировать их стабильную прокачку в определенном объеме на данном этапе практически невозможно.


Астана после договоренностей с россиянами, похоже, окончательно определилась – Казахстан намерен переправлять свою нефть на рынки Евросоюза посредством российской трубопроводной системы. Эта данность может включать в себя и Одесса–Броды, но в том случае, если до терминала в украинском черноморском порту нефть будет доставляться в железнодорожных цистернах через российскую территорию или опять же по трубе до Новороссийска и далее танкерами до одесского терминала Южный.


К слову, азербайджанские эксперты не склонны драматизировать отсутствие Назарбаева на саммите в Кракове, поскольку экспорт нефти, добытой в Казахстане, осуществляет не только государство, но и частные компании, работающие в стране. Они вольны самостоятельно определять удобные им маршруты поставок. Но и здесь выгода транзита обязательно возьмет верх над политическими предпочтениями. Если маршрут будет убыточным или чрезвычайно дорогим, то ему не помогут никакие политические лоббисты.


Пока же казахстанская нефть потечет в БТД. Уже существуют договоренности о прокачке по БТД в следующем году нефти с Тенгизского месторождения. Для жизнеспособности Одесса–Броды–Плоцк хозяева трубы должны представить еще более выгодные условия. Поэтому в Кракове эксперты постарались выложить на стол переговоров коммерческие выкладки своего видения маршрута поставок каспийской нефти.


Как сообщили в Министерстве промышленности и энергетики Азербайджана, для транспортировки углеводородных запасов из Каспийского региона через Грузию, Черное море, Украину и Польшу в Европу намечено создать специальный консорциум. Решение об этом и было принято на энергетическом саммите в Кракове. Ожидается, что Казахстан вскоре также присоединится к данному проекту.


Разрабатывать концепцию консорциума станет специальная рабочая группа. В нее войдут представители всех заинтересованных сторон. Согласно планам она должна завершить свою работу к очередному саммиту в Вильнюсе, намеченному на осень. Ей поставлена задача – подготовить программные документы для сбалансирования интересов между странами-снабженцами, транзитерами и потребителями.

Азербайджан, участвуя в этом саммите, еще раз продемонстрировал независимость своей позиции в плане поиска путей для экспорта своих энергоносителей, а также предоставления своей территории в качестве транзита для потоков углеводородов соседних каспийских стран. Ильхам Алиев подтвердил четкость принципов реализации нефтяной стратегии, которая основана прежде всего на экономической выгоде и прагматизме отношений.