Август 09th, 2007 | 12:00 дп

Из Баку до Карса: обязательно доедем

  • Фарид МАМЕДОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Почти четырнадцать лет потребовалось для окончательного принятия решения о строительстве железнодорожной магистрали Баку–Тбилиси–Карс (БТК). Свои подписи под соответствующими документами поставили президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Турции Раджеп Эрдоган и президент Грузии Михаил Саакашвили. Церемония подписания трехстороннего договора прошла в Тбилиси в феврале этого года.

После нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) и газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум (БТЭ) железная дорога БТК станет уже третьим по счету совместным транспортным проектом Баку, Тбилиси и Анкары. Однако в отличие от БТД и БТЭ проект БТК не был поддержан в Вашингтоне. План встретил серьезное сопротивление в Конгрессе США, и американская сторона отказалась от участия в его финансировании. Позицию США связали в Баку с действиями влиятельного «армянского лобби».

Мало того, Армения заявила о готовности открыть государственную границу с Турцией и присоединиться к проекту БТК. Официальный Ереван предлагает задействовать альтернативный маршрут – Карс-Гюмри–Тбилиси–Баку. Однако эта идея не устраивает Азербайджан. Причина этого – не только «карабахский вопрос». В Баку не желают попасть в транспортную зависимость от Еревана.

По мнению азербайджанских экспертов, посредством БТК официальный Баку преследует целый ряд геостратегических интересов. Это национальные, региональные и глобальные приоритеты, лежащие в основе мегапроекта. Перспективой национального аспекта является капитальный ремонт действующей железнодорожной магистрали Баку–Тбилиси, а также внутренней железнодорожной артерии Баку–Гянджа–Газах. Кроме того, с запуском БТК станет возможным прокладка еще одной новой ветки железной дороги – от Карса до Игдыра (Турция) и далее в направлении АР Нахичевань. Это позволит Баку восстановить наземное транспортное сообщение с автономией, оказавшейся в блокаде вследствие армяно-азербайджанского конфликта (ранее железнодорожное сообщение с Нахичеванью осуществлялось через Мегринский район Армении).

В Баку считают БТК даже более важным, чем магистральный нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан. Ведь газ и нефть являются невосполняемыми природными ресурсами. То есть через 40–50 лет ресурсы нефти иссякнут и БТД станет грудой металлолома. А вот в железных дорогах, притом регионального значения, мир будет нуждаться еще долго. Тем более что посредством туннеля, строящегося в Босфорском проливе (Турция), эта магистраль сможет объединить европейскую и азиатскую сети железных дорог. Именно поэтому скорейшая реализация проекта никак не отвечает интересам США. Причина проста – американцы не заинтересованы в усилении позиции Европы как на Южном Кавказе, так и в Азии. Сторонники проекта надеются на интерес к БТК со стороны богатых нефтью стран Центральной Азии. Не менее важен также аспект наличия железнодорожных коммуникаций с традиционным партнером Азербайджана – Турцией.

Итак, протяженность участка железной дороги Карс–Ахалкалаки составит 98 километров. Из них 68 километров пройдут по территории Турции, а 30 километров – по Грузии. Общая стоимость проекта оценивается на сумму в 422 млн долл. США, а с учетом сопутствующей инфраструктуры сумма может составить около 600 млн долл. Так, инвестиции, направленные на реализацию грузинской части проекта и сопутствующую ему инфраструктуру (регион Самцхе-Джавахети, Южная Грузия), составят почти 300 млн долл. США. Для его реализации правительство Азербайджана выделит Грузии льготный кредит в размере 220 млн долл. Из средств Государственного нефтяного фонда Азербайджана Баку предоставит Тбилиси льготный кредит под 1% годовых со сроком погашения в 25 лет и возможностью пролонгации сроков его погашения. В качестве кредитора выступит Международный банк Азербайджана, который без соответствующей государственной гарантии со стороны правительства Грузии предоставит ссуду грузинской госкомпании ООО «Железная дорога Марабда–Карс». Она создается специально для администрирования грузинского участка БТК. Это означает, что госкомпания ООО «Железная дорога Грузии» (отвечает за администрирование всего железнодорожного сообщения страны) не будет обременена данными долговыми обязательствами. Погашение займа планируется компенсировать за счет доходов, полученных от эксплуатации грузинской части железнодорожной магистрали БТК.

Близ грузовой станции в Ахалкалаки (Южная Грузия) будет возведен специальный терминал. Он позволит решить проблему разницы в стандартах железнодорожного полотна. Дело в том, что «советский стандарт», используемый в Азербайджане и Грузии, представляет собой колею шириной в 1520 миллиметров, тогда как «европейский стандарт», эксплуатируемый в Турции, гораздо уже – шириной в 1435 миллиметров. Это создает необходимость пересаживания вагонов на соответствующую колею. В этих целях будет возведен специальный терминал, откуда до Карса (Северная Турция) пройдет железнодорожная магистраль, проложенная на основе «европейских стандартов».

Помимо Грузии, Азербайджана и Турции свою заинтересованность в финансировании данного проекта выразили Азиатский банк развития и кредитные институты Японии. Не исключена также возможность присоединения к нему Китая и Казахстана. Технико-экономическое обоснование прокладки железной дороги подготовит турецкая компания «Диманик». Причем обязательства финансирования работ по проектированию ЖД полностью возьмет на себя турецкая сторона. Ожидается, что строительные работы начнутся летом 2007 года, а их окончания ожидают в 2009–2010 году.

Напомним, что трехсторонняя декларация по проекту строительства железной дороги БТК была подписана президентами Азербайджана, Грузии и Турции в Баку в мае 2005 года. Впервые же переговоры по данному вопросу были начаты в Анкаре в июле 1993 года.


Наша справка

Заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии, сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза заявил, что является противником восприятия оппозиционности США к проекту железной дороги Карс – Ахалкали – Тбилиси – Баку, хотя президент Джордж Буш подписал закон, запрещающий финансирование проекта. «Мы всегда поддерживали проекты, направленные на укрепление транспортных связей. Мы стараемся развивать все проекты, объединяющие страны, расположенные вдоль коридора Восток–Запад. Конечно, нам хотелось бы, чтобы железная дорога, которая соединит Турцию и Баку, прошла бы через Армению. Во-первых, потому, что это отражает нашу политику, а во-вторых, потому, что по существующей железной дороге с экономической точки зрения более целесообразно соединение Турции и Грузии через территорию Армении. Но мы не можем принять решения об этом. Инвесторы сами выдвигают выгодную для них инвестиционную схему. Если Азербайджан, Грузия и Турция хотят провести железную дорогу, то, естественно, мы не можем возражать против этого».