Сентябрь 12th, 2007 | 12:00 дп

Спрос и предложения

  • «АК»
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Нефтяной бум в Азербайджане, приведший почти к двукратному росту ВВП на душу населения за последние 2 года и выведший страну в мировые лидеры по темпам экономического развития, одновременно несет в себе не менее существенную угрозу макроэкономической стабильности страны и создает в ней структурный дисбаланс.

Об этом говорится в опубликованном в августе докладе, подготовленном специалистами Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в связи с разработкой новой стратегии сотрудничества с Азербайджаном.
Резюме западных экспертов не может не внушать опасений по поводу экономического будущего Азербайджана. В этой связи азербайджанские СМИ решили обратиться за комментарием к известному в Азербайджане экономисту Энверу Абдуллаеву.
– Энвер муаллим, как вы прокомментируете заявления ряда отечественных экспертов в области экономики, которые утверждают, что симптомы «голландской болезни» уже не на пороге экономики Азербайджана, а в повседневной жизни каждого гражданина нашей страны?
– Начнем с того, что сама «голландская болезнь» бывает вызвана большим притоком в экономику страны нефтедолларовой массы, которая не имеет товарного обеспечения для покрытия этой огромной долларовой массы внутри страны. Подобная ситуация приводит к инфляционным процессам в стране, что вызвано ростом цен на товары и услуги.
Кстати, если говорить об инфляционных ожиданиях в связи с угрозой «голландской болезни», то достаточно взглянуть на депозитные ставки наших коммерческих банков. Эти ставки уже достигают 20%. А это свидетельствует о том, что уровень инфляции в стране достаточно высок и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
В целом же несвоевременное принятие необходимых мер может привести к тому, что процессы увеличения вероятности заболевания отечественной экономики «голландской болезнью» станут уже неуправляемыми.
В нашем конкретном случае пока еще этот процесс можно остановить, так называемая «точка возврата» еще не пройдена. Но в то же время есть определенные опасения на предмет того, что симптомы «голландской болезни» в экономике Азербайджана будут проявляться все очевиднее. Связано это с тем, что пока в экономику Азербайджана впрыскивается всего лишь часть огромного потока нефтедолларов, основная масса которых вольется в нашу экономику уже в ближайшие 2–3 года.
Чтобы избежать реализации самого пессимистического для Азербайджана сценария экономического развития, необходимо резко сократить государственные расходы из Нефтяного фонда на разного рода косметические украшения столицы и регионов Азербайджана, а направить деньги на производство товаров для покрытия их дефицита на внутреннем рынке, создав баланс спроса и предложения на отечественном рынке.
– Уж коли речь зашла о гармоничном развитии экономики, то чем чревато то, что удельный вес нефтяного сектора в ВВП Азербайджана в 2004 году составлял 31,3%, в 2005 году – 53,1%, а в прошлом году уже 62,7%?
– Это вполне нормальная тенденция, так как Азербайджан является нефтедобывающей и реализующей нефть страной. Я не исключаю, что в определенный момент, по мере истощения запасов на отечественных нефтегазовых месторождениях, удельный вес нефтяного сектора в ВВП начнет падать. Поэтому нам уже сейчас нужно думать о том, как наиболее успешно развивать ненефтяные секторы экономики.
– В последнее время в связи с повышением цен на хлеб все чаще раздаются разговоры о том, что отечественное сельское хозяйство переживает небывалый кризис. Какова ваша оценка ситуации в отечественном сельском хозяйстве?
– Если мы говорим о необходимости интеграции Азербайджана в мировую экономическую систему и о предстоящем вступлении нашей страны в ВТО, то нам просто необходимо решать проблемы, имеющиеся ныне в отечественном сельском хозяйстве. Нам необходимо в корне изменить отношение к аграрному сектору.
К сожалению, пока мы ничего подобного не видим. Хотя тут нужно учесть, что азербайджанского фермера отличает высокая степень индивидуализма, что создает многие проблемы. Это я говорю к тому, что во всем мире уже давно и успешно развивается сельскохозяйственная кооперация, которая включает в себя весь спектр мероприятий, начиная от производства и заканчивая реализацией сельскохозяйственной продукции.
У нас же в стране ныне создалась ситуация, при которой производство определенного вида сельхозпродукции в нашей стране стало экономически невыгодно, в то время как их ввоз в страну из-за рубежа стал куда более выгодным предприятием. Дабы решить данную проблему, государство должно создать условия, при которых молочные продукты и натуральные соки отечественного производства могли бы успешно конкурировать с аналогичной продукцией России и Украины, из которых они поставляются на наш рынок.
В этой связи мне вспоминается то, что в ответ на вопрос о причинах поддержки со стороны государства убыточных фермерских хозяйств «железная леди» Маргарет Тэтчер заявила, что Великобритании куда выгоднее не доводить до полного разорения эти фермерские хозяйства, чем затем восстанавливать эти хозяйства. Эти тезисы неплохо было бы усвоить и руководству отечественного Министерства сельского хозяйства.
– А чем вызвано то, что Азербайджан, который и по сей день поставляет на рынки стран СНГ свои свежие овощи и фрукты, не экспортирует, а импортирует натуральные соки в большом количестве?
– Я думаю, что ответ на этот вопрос нужно искать в наличии экономических интересов определенных групп в нашей стране. На сегодняшний день интересы групп, которые занимаются вопросом производства и экспорта отечественной сельхозпродукции, и групп, которые занимаются ввозом в страну натуральных соков из-за рубежа, нигде не пересекаются, а может, и противостоят друг другу.
В этой связи функцией государства как раз и является совмещение интересов этих групп, проведение взвешенной экспортно-импортной политики. Делать это нужно для защиты отечественного рынка, но не закрывая при этом границ государства.
– Давайте расширим вопрос. Чем вы объясняете то, что в прошлом году Азербайджан представил в список конкурентоспособных товаров на пространстве СНГ всего 50 наименований, в то время как Армения представила 150 наименований, а одна только Астана включила в список конкурентоспособных товаров 250 наименований?
– Само по себе наличие большого числа наименований товаров, представляемых на рынки стран СНГ, еще ни о чем не говорит. Мы также можем поставить на эти рынки куда большее число наименований товаров, но при этом их количество будет исчисляться двумя-тремя единицами. Нужно думать о другом: о производстве действительно высококачественных отечественных товаров и мероприятиях по захвату рынков тех или иных стран благодаря их умелому грамотному позиционированию, востребованности, качеству и доступной цене.
В этой связи можно привести пример маленькой Финляндии, в которой производятся всемирно известные телефоны «Нокиа». Как видим, речь идет всего об одном наименовании товара, но эффект от грамотного позиционирования действительно высококачественного изделия куда более весом, чем эффект от поставки иными странами на мировые рынки большого числа наименований собственных товаров.
– Вы упомянули о том, что пока в экономику Азербайджана хлынула всего лишь часть огромного потока нефтедолларов, основная масса которых вольется в нашу экономику уже в ближайшие 2–3 года. Как вы считаете, насколько улучшится жизнь среднестатистического гражданина нашей страны в указанные ближайшие 2–3 года?
– Увеличение уровня благосостояния граждан страны можно достигнуть несколькими способами. К примеру, можно увеличить среднюю зарплату. Но это может привести к росту инфляции, и в итоге рост заработных плат поглощается новыми, выросшими ценами. Да, если руководству нашей страны удастся обуздать инфляцию, сохранив ее на отметке в 10%, то рост средней зарплаты скажется на увеличении покупательской способности населения. Пока же рост зарплат не приводит к существенному увеличению покупательской способности населения.
Но я думаю, что по мере поступления в экономику страны нефтедолларов, по мере развития ненефтяных секторов экономики нашей страны и увеличения заработной платы людей, занятых в этих секторах экономики, можно будет говорить о реальном увеличении покупательской способности населения и улучшении уровня жизни.
Судя по всему, наше правительство понимает необходимость решения данных проблем и работает над этим. И поэтому я надеюсь, что очередное повышение зарплат в Азербайджане приведет к росту покупательской способности населения и улучшению уровня благосостояния наших граждан.