Сентябрь 12th, 2007 | 12:00 дп

Столица полна соблазнов

  • Ольга ЕЛЕНСКАЯ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

«Прибывают на заработки в основном молодые мужчины. Проживание в Москве обходится дорого. Нетрудно сделать вывод, что определенная часть приезжих идет либо на нелегальную работу, либо – в криминал»
Московское правительство подготовило новую миграционную программу, цель которой – навести порядок в мегаполисе и усовершенствовать действующее законодательство. Каким образом планируется это сделать, рассказал председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексей Александров.

 

– Первые полгода действия нового миграционного законодательства (с 15 января 2007 г.) показали, что оно прогрессивно. Но возник ряд острых проблем, требующих решения. По закону гражданин из страны СНГ, с которой у нас действует соглашение о безвизовом въезде (исключение – Грузия и Туркменистан), может прибыть в РФ, уведомить о своем местонахождении Управление федеральной миграционной службы (УФМС) и в течение десяти дней получить разрешение на трудовую деятельность. Отказ в выдаче разрешения возможен только в том случае, если у приезжего были проблемы с правоохранительными органами. Можно сказать, наше миграционное законодательство – одно из самых либеральных в мире.
– Такое лояльное отношение к мигрантам может обернуться проблемами для города?
– С начала текущего года УФМС по Москве выдано более 426 тыс. разрешений на работу иностранцам. В соответствии с действующим законодательством работодатель, принявший приезжего, должен в течение месяца сообщить об этом в УФМС. Таких уведомлений поступило сегодня 111 тыс. Где находятся и чем занимаются оставшиеся 315 тыс. человек – большой секрет. Правительство Москвы не устраивает отсутствие информации о местонахождении такого количества людей.
 
Званые гости
 
– Каким образом можно решить эту проблему?
– В городской миграционной программе на 2008–2011 годы предлагается создать миграционный терминал в Москве. Это будет структура с центральным управлением и филиалами по округам. Работники, прибывшие в столицу, будут регистрироваться в терминале. Там же планируется разместить представительства ФМС для выдачи разрешений на трудовую деятельность, а также Управление государственной службы занятости, ГУВД, открыть «горячие линии» юридической помощи. В соответствии с нормативными документами правительства Москвы определен перечень поликлиник, где можно пройти обследование. Направление в одну из них иностранец также сможет получить в терминале. Главное – создается структура, которая будет действовать по принципу одного окна.
– Какие еще изменения планируется внести в действующее законодательство?
– Обсуждение программы состоялось 6 июня этого года на заседании правительства Москвы. Ее суть – наладить учет и контроль над приезжими. Для этого мы собираемся поэтапно замещать иностранцев национальными кадрами. Выдача разрешений на работу должна производиться не всем, кто захочет, а с учетом ситуации на рынке труда. Если есть очередь на предложенную вакансию, приоритет будет отдаваться национальным кадрам. Мэр Москвы на заседании правительства резюмировал ситуацию так: «Иностранная рабочая сила должна дополнять экономическую систему города, а не переполнять ее». Сейчас же приезжие переполняют Москву. С другой стороны, если в Калужской области средняя зарплата – 8 тыс. рублей, то в Москве – 15. Но жизнь в столице требует немалых денег на проживание, проезд, питание, и получается, здесь работать невыгодно. Поэтому многие предпочитают оставаться у себя дома. Однако если потенциальный работник будет знать, что ему предоставят место в гостинице и какие-то социальные гарантии, то он сделает выбор в пользу Москвы.
Также мы предлагаем ввести организованный отбор иностранцев по четким критериям: специальность, квалификация, возраст. В Россию мигрант должен приезжать на конкретную должность с зарплатой и обеспечением социального пакета.
Есть еще одна проблема. До вступления в силу нового законодательства приезжие регистрировались по месту жительства. С 15 января – по месту пребывания. Что вкладывается в это понятие? В разделе дефиниций Закона «О миграционном учете иностранных граждан в РФ» написано, что место пребывания – это место жительства или иное место, где может пребывать иностранец. Утрирую: это может быть даже телефонная будка. Если раньше был предусмотрен разрешительный порядок, проводилась проверка документов, то сегодня достаточно одного уведомления. Не секрет, что зачастую в столичных однокомнатных квартирах учтены, а иногда и живут десятки мигрантов. В связи с этим правительство подготовило предложение об усилении ответственности недобросовестных квартиросдатчиков. Следующая проблема. В метро часто можно увидеть объявления, в которых предлагается оформить документы по миграционному учету и разрешению на работу в течение суток. Но такого быть не может! Потому что минимальные сроки получения медсправок – 21–24 дня. Разрешение на работу – десять дней. То есть организации липовые. Одна из задач правительства – вытеснить теневые структуры и навести порядок в Москве.
 
Денежная основа взаимопонимания
 
– Будут ли изменения в системе квотирования?
– Мы сформировали предложение на следующий год с несущественным сокращением квоты. Сегодня она составляет 750 тыс. человек по безвизовым странам, 60 тыс. – по визовым. На будущий год мы предлагаем 250 тыс. и 50 тыс. соответственно.
– Насколько эффективна система штрафования работодателей, привлекающих нелегальную рабочую силу?
– Помимо увеличения суммы взыскания принципиально изменился сам подход. Если раньше работодатель штрафовался за сам факт привлечения иностранной рабочей силы: за одного или десять человек сумма штрафа была одинаковой – около 3 тыс. рублей; то теперь приходится платить за каждого работника, и максимальная величина штрафа – 800 тыс. рублей.
– Ваш комитет помимо вопросов трудового обмена решает проблемы национальной политики в Москве. Как вы оцениваете состояние межнациональных отношений в столице?
– На заработки в Россию приезжают из стран СНГ в основном беднейшие слои населения, как правило, из сельских районов. С учетом того, что первые годы после распада СССР большая часть республик стала придерживаться идеологии национального суверенитета, многие приезжие очень плохо знают русский язык. Как показывает мировая практика, такие мигранты пытаются селиться анклавами, сохранять языковую среду, культуру, образ жизни. Сейчас часто поднимается вопрос о национальной напряженности. В СМИ активно освещается позиция, что во всем виноваты иностранцы, в частности «лица кавказской национальности». Но Кавказ – это территория России, те, кто там живет, – граждане нашей страны. О каких иностранцах идет речь?! Москва – столица многонационального государства. И статус москвича определяется не национальностью, а тем, что он сделал для родного города.
Пробел в миграционном законодательстве имеется и в области медицины. Иностранец, устроившись на работу, должен в течение месяца представить заключение, что он здоров. Иначе разрешение аннулируется. Проблема в том, что более 10% приезжающих на работу в Москву иностранцев – носители опасных заболеваний. Как поступать в такой ситуации, пока непонятно. Есть нормы, предписывающие, что носители вируса СПИД должны покинуть страну. Остальных болезней, в том числе особо опасных инфекций – гепатита, лепры, туберкулеза и ряда других, это не касается. Значит, по действующему законодательству, мы должны их лечить. Разрешение выдается сотням тысяч людей. Если даже мы возьмем от них 10%, получается значительная цифра. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет города, на инфраструктуру медучреждений. Кто компенсирует эти затраты? Это один из самых серьезных вопросов.