Сентябрь 12th, 2007 | 12:00 дп

Юбилей с надеждой

  • Евгений АЛЕКСАНДРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В нынешнем году чуть менее 15 миллионов учеников сядут за парты общеобразовательных школ по всей России. Новый учебный год не обещает кардинальных изменений, однако именно с 1 сентября в стране вступает в действие закон об обязательном одиннадцатилетнем образовании. Те, кто идет в девятый класс, должны понимать, любое направление обучения – профтехобразование, среднее специальное, лицей или колледж, – во всех случаях от учащихся потребуется освоение программы полного среднего образования. Среди миллионов учеников будут и несколько десятков тысяч азербайджанских детей, семьи которых разбросаны по всей России. В Москве свои двери откроют сразу две школы с этнокультурным азербайджанским компонентом.

Школу № 157, что располагается в Северном округе столицы возле метро «Водный стадион», знают многие московские азербайджанцы. Нынешний год для этой средней общеобразовательной школы с этнокультурным азербайджанским компонентом образования – юбилейный.
Ровно десять лет назад правительство Москвы приняло решение о создании первой в России подобной школы. Эту идею несколько лет пробивала директор школы, подвижник и воспитатель Аида Кулиева. Подводя итоги долгого пути, она по-прежнему преисполнена планами и устремлениями. Желание развиваться и не стоять на месте движет всем коллективом школы. Здесь царят взаимопонимание и уважение. Взаимопроникновение азербайджанской и русской культур обогащает знаниями учеников, из которых никогда не вырастут «скинхеды» или националисты.
 
Умение убеждать
 
Директора школы мы застали отвечающей на звонки «горячей линии», она лично консультирует всех, кто желает получить ту или иную информацию о школьных делах.
– Каждый юбилей Москвы для нашей школы – тоже праздник. Мы образовались в год 850-летия города и теперь принимаем активное участие в очередном 860-летнем юбилее российской столицы. Мы взрослеем вместе со ставшим для многих азербайджанцев родным городом, – говорит Аида ханум. – С начала работы, безусловно, было огромное количество проблем и недопонимания.
Пришлось убеждать многих людей и прежде всего жителей микрорайона, что эта школа не есть какое-то инородное и отторжимое образование. Сам по себе 1997 год был сложным и нестабильным. Люди не понимали, почему столько азербайджанцев должны учиться в школе именно здесь. Они ассоциировали этнокультурный компонент с «захватом», не осознавая, что эта школа открыта для всех, не только для азербайджанских детей.
На становление ушел не один год. Это был кропотливый и порой незаметный для многих труд учителей, директора и даже учеников. Школа всеми силами старалась продемонстрировать свою состоятельность. Со временем полностью исчез груз недоверия. А заряженность на преодоление трудностей и надуманных предубеждений позволила сегодня школе № 157 стать одной из самых знаковых и активных во всем Cеверном округе.
С любым человеком, подойдя к нему с добрым словом, можно найти общий язык, объясниться, доказать свою правоту без претензий на амбиции. Я убеждена, что именно этот подход и сработал в нашем случае. А разговаривать пришлось долго и усердно.
Первое открытое родительское собрание растянулось на четыре часа, в ходе которых я отвечала на самые разные вопросы. Но до сих пор я готова вновь и вновь объяснять необходимость и полезность принятого решения. Ведь если мы нормально принимаем развитие школ с английским, французским или иным уклоном, то почему в многонациональной России не могут быть основаны аналогичные азербайджанские учебные заведения. Наши народы около 200 лет жили в одной стране. Отсюда сформировалась близость отношений и общность взглядов на многие вещи. Мы не чужие, и это все более отчетливо понимают в Москве и в России.
 
Главное – внимание
 
Подвижничество директора и педагогов оценила самая взыскательная часть общества – ветераны. Патриотическая работа, налаженная в школе, по душе ветеранам. Их вспоминают не от праздника к празднику, а регулярно и неформально. Слезы на глазах от внимания, которого недостает пожилым, не редкость. Появились они и на глазах Аиды Кулиевой, когда она трогательно рассказывала об эмоциях ветеранов:
– Людям в таком возрасте очень часто не хватает обыкновенного человеческого внимания. Они порой скупы на эмоции, но при виде детворы, внимающей каждому их слову, они преображаются. Они ощущают востребованность, и я считаю, что людей надо помнить не только в праздники, оказывать им знаки уважения и почтения, когда они живы. Мы приглашаем ветеранов на все события, отмечаемые в школе, оказываем им материальную помощь в виде продуктовых наборов, одежды и прочих товаров первой необходимости.
Все это было бы невозможно без содействия азербайджанской диаспоры и в первую очередь Московского регионального отделения Всероссийского Азербайджанского Конгресса.
Действия ВАК и его руководителей на разных уровнях по организации мероприятий с участием азербайджанской интеллигенции трудно переоценить. В нашем зале регулярно проходят встречи с видными писателями, поэтами и учеными Азербайджана. Все это дополняет учебный процесс, делает его насыщенным и углубленным.
Для общественности наша страна, историческая родина, предстает в совершенно ином облике. Это очень важно с учетом того, что сегодня школа № 157 представляет собой многонациональный коллектив, основа которого – истинная толерантность. Здесь обучаются дети 19 национальностей. Наряду с базовыми предметами в программу обучения включено и преподавание азербайджанского языка и литературы, интегрированы курсы по истории, музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре.
День знаний ребята встретили в основательно отремонтированном здании. Содействие в его проведении оказали правительство Москвы и Мосгордума, которые по-прежнему уделяют особое внимание нашему учебному заведению.
Здесь я хотела бы особо отметить московского депутата Игоря Антонова, инициативы и деятельность которого позволили нам преобразиться. На особом счету мы и в окружном управлении образования Северного АО города Москвы. Его начальник Виктор Кичатов с интересом подходит к творчеству интернационального коллектива нашей школы, неоднократно участвовал во многих наших мероприятиях, в том числе и организованных при содействии Фонда Гейдара Алиева. Такое отношение мы заслужили своими результатами в качестве образования. За более чем сорокалетнюю историю 157-й здесь не было отличников. Сегодня ситуация кардинально иная. За декаду школа вышла из депрессии, и только в последние пять лет каждый год сразу несколько человек получали аттестат с золотыми медалями и поступали в лучшие вузы России.
Несомненно, во всех этих достижениях неоценим вклад всех педагогов нашей школы, сплоченной команды, которая трудится для детей и во имя детей, – Горхмаз Ахундов, Елена Емельянова, Светлана Балханова, Мария Качистова, Лейла Исмайлова, Гюльнара Зейналова и многие, многие другие замечательные люди, чей список просто не уместит газетная полоса.
 
Нет ничего невозможного
 
Правда, не обходится и без проблем. Новые миграционные правила, введенные с начала 2007 года, привели к оттоку части учеников школы, прежде всего грузинской национальности. В нынешнем году набран всего один первый класс. Но директор не унывает, уже в следующем году, полагает она, ситуация улучшится, и за парты 157-й сядут уже два класса первоклашек.
Впрочем, школа не зациклена только на детях, обучающихся в ее стенах. На базе школы действует Азербайджанский культурно-образовательный центр, который дает возможность детям, не обучающимся здесь, приобщаться к историческим корням. С каждым годом он становится все более популярным. Танцевальные и певческие коллективы выступали в Кремле, Концертном зале «Россия», на телевидении, участвовали в фестивалях и конкурсах во многих городах России, СНГ и дальнего зарубежья.
– Мы активно насыщаем культурную сторону воспитания детей. Участие в таких массовых мероприятиях, где как раз необходимо подчеркивать свою национальную идентичность, помогает внутренне преображаться, демонстрировать свою высокую культуру азербайджанского народа, – говорит Аида ханум.
От азербайджанской общественности директор ждет поддержки. Ведь юбилей первой этнокультурной азербайджанской школы в России, намеченный на 28 сентября, заслуживает, чтобы его отметили с размахом.
Продолжение развития идеи школы с этнокультурным компонентом директор видит в создании интернатного корпуса, где могли бы размещаться дети, родители которых не могут ежедневно проезжать десятки километров, чтобы довести своих чад до класса.
– Мы не должны стоять на месте, мы должны развиваться, – говорит она. – И здесь я жду помощи и от ВАК, и от московских властей, и от азербайджанского правительства. Я уверена, что нет ничего невозможного, особенно если это нужно детям.